• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Теория конфликта в контексте развития стран современного Востока

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 5-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на формирование у студентов-востоковедов знаний о методологии анализа конфликта и об альтернативных технологиях предупреждения и управления конфликтами и поддержания мира. В результате освоения курса студенты получат представление о теоретических принципах конфликтологии и ее понятийном аппарате, а также изучат практические модели анализа конфликтов и технологии урегулирования конфликтов в странах Ближнего Востока и Восточной и Юго-Восточной Азии. Курс дает возможность студентам развить способности анализировать и интерпретировать конкретные конфликтные ситуации в сфере этнических, экономических, социальных конфликтов в странах Азии. В конце курса предполагается экзамен. Формы текущего контроля: эссе, доклад, работа на семинарах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дисциплина дает представление о развитии классической конфликтологии и современных тенденциях конфликтологического знания. Дисциплина направлена на формирование у студентов представления о теоретических и прикладных возможностях конфликтологии в контексте изучения стран Востока.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные теоретические понятия, применяемые в ходе анализа социальных конфликтов, основные концепции анализа конфликтов, а также основные вехи формирования конфликтологии как науки.
  • Способен проводить исследования значимых научных проблем в области конфликтологии на основе использования различных теоретико-методологических подходов анализа и технологий урегулирования конфликтов.
  • Готов к проведению прикладных и стандартных конфликтологических исследований, анализу и обобщению полученных результатов исследования применительно к исследуемым конфликтам стран изучаемого региона.
  • Умеет применять методологический аппарат конфликтологии к реально существующим и развивающимся конфликтам в странах изучаемого региона.
  • Студенты в процессе освоения дисциплины приобретают навыки методологической работы с конфликтными ситуациями, учатся видеть в конфликтах позитивное начало. Рассмотрение конфликтных ситуаций (case-study), связанных со странами современного Востока, помогает глубже понимать происходящие социальные процессы, и видеть возможные формы эскалации или деэскалации конфликтов в странах изучаемого региона.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в общую теорию конфликта
  • Тема 2. Современные теории общества, используемые в конфликтологии
  • Тема 3. Основные классификации конфликтов
  • Тема 4. Современные теории конфликта
  • Тема 5. Общее понятие конфликта
  • Тема 6. Общее представление о проблематике конфликтологии
  • Тема 7. Применимость конфликтологического аппарата при изучении конфликтов в странах современного Востока
  • Тема 8. Особенности конфликт-анализа для стран изучаемого региона
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Доклад представляет собой заранее подготовленное устное выступление студента перед аудиторией (группой); он включает в себя помимо содержания, плана, целей, задач, фактологического материала и выводов также иллюстрации (схемы, карты, фотографии и т.п.), по возможности самостоятельные суждения студента. В презентации обязателен перечень источников и исследований, использованных при его подготовке. Доклад готовится студентом самостоятельно или же в паре/группе. Темы докладов представляются студентам в начале курса, студенты выбирают и записываются на желаемые даты. При подготовке доклада с мультимедийной презентацией студенту следует учесть следующие рекомендации: - Презентация является вспомогательным средством при публичном выступлении, то есть не следует переносить всю речь доклада на слайды; следует избегать мелкого шрифта и длинных предложений. - В начале доклада надо рассказать о его структуре (отдельный слайд с содержанием доклада), объяснить важность темы доклада, поставить исследовательский вопрос, в конце выступления – делаются выводы и представляются вопросы для возможной дискуссии; - Слайды презентации должны быть выполнены в едином стиле; - Во время выступления нельзя читать текст со слайдов или с листа, необходимо поддерживать зрительный контакт с аудиторией.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен по дисциплине проводится устно в период сессии. В билет включается два вопроса. Время на подготовку – 30 минут. Студент может пользоваться конспектами или иными материалами в ходе подготовки, однако сдает преподавателю лист черновика подготовки к ответу.
  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляет собой мини-рассуждение. В эссе обязательны собственные аргументированные рассуждения студентов, их видение проблематики и их собственное отношение. Эссе пишется в ходе курса. Темы эссе предлагаются студентам на первой лекции, последний срок сдачи эссе – не позднее, чем за неделю до периода сессии. Эссе должно быть написано с использованием дополнительной литературы. Студент может обратиться к преподавателю для рекомендации по литературе и/или за самими статьями.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Студент обязан добросовестно относиться к изучению материалов курса и уметь устно, в ходе семинарского занятия, пользоваться аргументацией из предлагаемой литературы и/или собственного научного опыта.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
    0.3 * Доклад + 0.2 * Работа на семинарах + 0.2 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • North, D. C., Weingast, B. R., & Wallis, J. J. (2009). Violence and Social Orders : A Conceptual Framework for Interpreting Recorded Human History. Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=273785

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Здравомыслов А.Г., Лапин Н.И., Ядов В.А. и др. - Поле социологии в современном мире - Логос - 2020 - ISBN: 978-5-98704-466-7 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=367506
  • Лапин, Н. И.  Социология. Хрестоматия в 2 т. Том 1 : учебное пособие для вузов / Н. И. Лапин, А. Г. Здравомыслов ; под общей редакцией Н. И. Лапина ; переводчик В. Г. Кузьминов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 434 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09593-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513432 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Лапин, Н. И.  Социология. Хрестоматия в 2 т. Том 2 : учебное пособие для вузов / Н. И. Лапин, А. Г. Здравомыслов ; под общей редакцией Н. И. Лапина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 266 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09595-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513436 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества, Норт, Д., 2011

Авторы

  • Шевелева Дарья Алексеевна