• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Современные методы принятия решений

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 01.04.02. Прикладная математика и информатика
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: UX-аналитика и проектирование информационных систем
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на формирование теоретических знаний о математических методах поиска и анализа данных для принятия и реализации решений, включая методы оптимизации, ранжирования, выбора, вероятностного моделирования и обучения с подкреплением. В результате изучения дисциплины у студента будет сформировано представление о математических подходах к разработке и исследованию методов анализа и принятия решений. Для освоения дисциплины необходимы знания языка программирования Python и основ машинного обучения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование теоретических знаний о математических методах поиска и анализа данных для принятия и реализации решений, включая методы оптимизации, ранжирования, выбора, вероятностного моделирования и обучения с подкреплением
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает основные понятия теории принятия решения
  • использует методы поддержки принятия решений для оценки шансов и выбора оптимальных стратегий
  • оценивает качество моделей принятия решений
  • строит вероятностные графические модели для поддержки принятия решений
  • строит модели ранжирования
  • формулирует рекомендации в предметной области по результатам моделирования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение, основные понятия теории принятия решений
  • Выбор и ранжирование
  • Вероятностные графические модели
  • Обучение с подкреплением
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Упражнения
    Упражнения из асинхронных материалов и во время синхронных практических занятий
  • неблокирующий Проект
    Проектирование системы с функциональностью для автоматизированного принятия решений с использованием методов, изученных в курсе. Проект может выполняться индивидуально или в группах до трех человек, объединенных общей идеей, но с индивидуальной реализацией методов
  • неблокирующий Домашнее задание: байесовские сети
    Структурированное эссе по возможностям применения вероятностных графических моделей с частичным повторением результатов с помощью симуляции. Необходимо найти любую статью про применение байесовских сетей (не про разработку алгоритмов, а именно про применение в какой-то задаче) и написать короткий отчет с указанием выбранной статьи, описанием задачи, которую решали авторы, и того, каким образом в этой статье построена структура. После этого необходимо повторить (полностью или частично) сеть из статьи и привести примеры вывода по ней
  • неблокирующий Экзамен
    Работа представляет собой тест с закрытыми и открытыми вопросами (теоретическими и практическими). Тест может содержать от 15 до 25 вопросов, покрывающих рассмотренные на занятиях темы.
  • неблокирующий Домашнее задание: ранжирование
    На предоставленных преподавателем данных построить модель ранжирования любым алгоритмом, описать выбранный алгоритм и оценить качество ранжирования. Написать отчет о модели, включающий краткое описание алгоритма; построенную модель; оценку качества модели (NDCG/MAP/...); пример ранжирования для примера из тестовой выборки.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.2 * Домашнее задание: байесовские сети + 0.1 * Домашнее задание: ранжирование + 0.3 * Проект + 0.2 * Упражнения + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Corrigan, R. (2008). Back to the future: digital decision making. Information & Communications Technology Law, 17(3), 199–220. https://doi.org/10.1080/13600830802473006
  • Murphy, K. P. (2012). Machine Learning : A Probabilistic Perspective. Cambridge, Mass: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=480968

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Højsgaard, S., Lauritzen, S. L., & Edwards, D. (2012). Graphical Models with R. New York: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=534901
  • Wiering, M., & Otterlo, M. van. (2012). Reinforcement Learning : State-of-the-Art. Berlin: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=537744

Авторы

  • Суворова Алёна Владимировна