Бакалавриат
2023/2024
Неклассический фольклор
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Пахомова Александра Сергеевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
42
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Неклассический фольклор» посвящен фольклору и фольклорным практикам, бытующим в современной городской культуре. Особое внимание уделено формам распространения фольклора, сложившимся в последние десятилетия, — интернет-фольклору (в том числе мемам и культуре сетевых сообществ), вербальной и невербальной трансляции фольклорных текстов. Курс формирует представление о современном фольклоре как о пространстве практик и идентичностей, а не перечне жанровых текстов. Наряду с собственно фольклорным материалом и подходами современной фольклористики, широко используется методология современной социальной и культурной антропологии, семиотики культуры, memory studies и др. Курс включает лекционные занятия, в которых используются материалы современной фольклористики и смежных дисциплин, а также семинары, посвященные обсуждению отдельных кейсов. В рамках курса каждый студент проводит собственное исследование современного фольклора на выбранном им материале. Курс развивает основные положения дисциплины «Теория и типология мирового фольклора» и может рассматриваться и как его продолжение, и как самостоятельный предмет.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Неклассический фольклор» являются: ознакомление с основными понятиями фольклористики; освоение фундаментальных для дальнейшей программы элементов специальности; приобретение навыков анализа фольклорного текста, в том числе аудиовизуального; знакомство с жанровым своеобразием современного фольклора.
Планируемые результаты обучения
- Студент понимает специфику фольклористики как науки и ее отличие от этнографии и культурной антропологии.
- Студент ориентируется в определениях современного фольклора.
- Студент понимает специфику современного фольклора и его отличия от традиционного фольклора.
- Студент знаком с основными школами фольклористики XX–XXI веков.
- Студент понимает специфику современного городского фольклора и социальные причины его возникновения.
- Студент может самостоятельно проанализировать явление современной культуры с точки зрения его связи с традиционной культурой.
- Студент понимает разницу между фольклором, фэйклором и случаями вторичной фольклоризации.
- Студент отличает научные и популярные издания фольклорных текстов.
- Студент знаком с основными подходами к изучению городской песни, фольклора субкультур и неписьменных форм фольклора
- Студент владеет базовыми навыками полевой работы.
- Студент знаком со спецификой интернет-фольклора.
- Студент способен проводить самостоятельное исследование городского и интернет-фольклора, делать самостоятельные выводы и работать в группе.
Содержание учебной дисциплины
- Современный фольклор и его специфика
- Город как пространство современного фольклора
- Городская песня
- От анекдота к мему
- Фольклор субкультур
- Интернет-фольклор
- Детский фольклор
- Визуальные формы современного фольклора
Элементы контроля
- Семинарская работасеминарская работа предполагает активное участие студента в работе на каждом семинаре: ответы на вопросы преподавателя, академическое взаимодействие с коллегами и проявление инициативы во время обсуждения круга семинарских вопросов
- Проектная работаПроектная работа предполагает выполнение 4 проектов в группе с последующей сдачей итогового текста и представлением результатов работы на семинаре. Тема выбирается группой самостоятельно или дается преподавателем.
- Итоговое эссеЭссе представляет собой анализ любого современного фольклорного сюжета/текста. Минимальный объем — 5 тысяч авторских знаков (с пробелами). Требования к эссе 1. В эссе должна быть поставлена цель: сформулирован вопрос и дан на него ответ. Это не обязательно должен быть прорыв в науке — просто покажите, что вы понимаете структуру научного вопроса и алгоритм поиска ответа на него. 2. Обязательно прочитать минимум 2 научные работы по теме. 3. Тема должна быть связана с фольклором (текстами или обрядностью), причем нужно показать понимание природы этого фольклора: к какому жанру принадлежит текст; к какой именно обрядности, семейной или календарной, относится выбранный ритуал и т.д. Плагиат в эссе недопустим. Такое эссе оценивается 0 баллов без возможности пересдачи. Плагиатом считаются все случаи некорректного заимствования: цитирование без указания авторства, пересказ чужой работы, использование чужой темы без указания авторства.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.2 * Итоговое эссе + 0.6 * Проектная работа + 0.2 * Семинарская работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Комплекс Чебурашки, или Общество послушания : сб. ст., , 2012
- Прагматика фольклора, Адоньева, С. Б., 2022
- Слонь, О. В. Детский русский фольклор : учебно-методическое пособие / О. В. Слонь , составитель О. В. Слонь. — Оренбург : ОГПУ, 2018. — 54 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/113346 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Повседневность и мифология : исследования по семиотике фольклорной действительности, Богданов, К. А., 2001