• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Лингвистическая типология

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 42

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен ознакомлению слушателей с наиболее релевантными сходствами и различиями, существующими между языками, и их объяснением. В ходе занятий студенты обучаются работе с понятийным аппаратом лингвистической типологии, а также рассматривают различные типологические особенности, характерные для разных языков мира.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение понятийным аппаратом лингвистической типологии
  • Рассмотрение фонологических, морфологических, синтаксических и лексических особенностей, характерных для языков мира
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент анализирует основные параметры классификации лингвистических универсалий.
  • Студент воспроизводит типологические тенденции, связанные с языковыми контактами.
  • Студент выделяет принципы лексической типологии.
  • Студент выделяет типологические параметры, релевантные для усвоения первого и второго языка
  • Студент интерпретирует основные понятия, связанные с грамматикализацией.
  • Студент интерпретирует основные типологические критерии маркированности.
  • Студент называет и характеризует основные типологические классификации.
  • Студент называет принципы экономии и иконичности.
  • Студент объясняет наиболее важные параметры типологического варьирования, связанного с порядком слов.
  • Студент объясняет основные испликации и иерархии лингвистической типологии
  • Студент применяет правила построения выборок
  • Студент формулирует основные параметры морфологической типологии.
  • Студент формулирует принципы фонологической типологии.
  • Студент формулирует цели и задачи лингвистической типологии.
  • Студент характеризует основные стратегии кодирования ядерных актантов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лингвистическая типология: введение
  • Проблема выборки.
  • Типологические классификации
  • Морфологическая типология
  • Лингвистические универсалии
  • Импликации и иерархии
  • Маркированность
  • Принципы экономии и иконичности
  • Типология порядка слов
  • Ядерные актанты
  • Общие проблемы диахронической типологии
  • Лексическая типология
  • Фонологическая типология
  • Ареальная типология
  • Типология и изучение языка
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится письменно дистанционно, состоит из письменных ответов на 5 вопросов (максимальное количество баллов - 2 за вопрос). Вопросы составлены на основе пройденного материала, Преподаватель направляет студентам по почте материалы. Ориентировочны объем ответа - 0,5 страницы А4 на вопрос. Выполненные задания направляются преподавателю по электронной почте до заданного дедлайна.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Выполняется письменно в аудитории без вариантов. Задания для контрольной работы разработаны на основе пройденного материала. Во время написания работы не разрешается пользоваться никакими материалам.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.075 * Аудиторная работа + 0.075 * Аудиторная работа + 0.1 * Домашнее задание + 0.1 * Домашнее задание + 0.3 * Контрольная работа + 0.35 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Velupillai, V. (2012). An Introduction to Linguistic Typology. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=473816
  • Шафиков, С. Г. Лингвистическая типология в комментариях и извлечениях : учебное пособие / С. Г. Шафиков. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 150 с. — ISBN 978-5-9765-4059-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/116114 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Haspelmath, M. (2001). Language Typology and Language Universals / Sprachtypologie Und Sprachliche Universalien / La Typologie Des Langues Et Les Universaux Linguistiques. 2. Halbband. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=186405
  • Timberlake, A., Nichols, J., Peterson, D. A., Bickel, B., & Grenoble, L. A. (2013). Language Typology and Historical Contingency : In Honor of Johanna Nichols. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=668042

Авторы

  • Заика Наталья Михайловна
  • Иванова Анастасия Сергеевна