Бакалавриат
2023/2024
Очерки визуальной истории России: визуальный взрыв от гравюры к плакату
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (История)
Направление:
46.03.01. История
Кто читает:
Департамент истории
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Ромахин Андрей Анатольевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Спецкурс посвящен визуальным аспектам нескольких знаковых для отечественной истории войн: Крымской (1853–1856), Русско-японской (1904–1905), Первой мировой (1914–1918) и Гражданской (1917–1922). История любой войны сама по себе необъятна для учебного курса — как по набору возможных аспектов рассмотрения, так и по сопоставлению внешнего и внутреннего дискурсов о войне. Курс проблематизирует визуальное как важнейший исторический источник — иными словами, в серии компаративистских экскурсов история России будет рассмотрена сквозь призму визуальных источников, начиная со второй половины девятнадцатого века и до первой четверти века двадцатого.В России визуальные исследования пока только в стадии своего становления, причем здесь заметнее деятельность скорее культурологов, нежели историков. Между тем еще 250 лет назад Уильям Хогарт констатировал: «Наглядный показ более убедителен для разума <...>, чем всё, что [можно прочесть] в тысячах томов». Эти слова уместно поставить эпиграфом к курсу. А вторым эпиграфом могут стать слова блестящего исследователя Первой мировой войны, филолога/историка/антрополога Пола Фассела: «Первой жертвой войны всегда становится истина…» В рамках курса будет осуществлено «медленное чтение» таких разнообразных визуальных произведений как гравюра, карикатура, плакат, открытка, обложка — каждый из этих артефактов будет показан как важный исторический источник соответствующей эпохи, способный нести информацию, недоступную традиционным (словесным) текстам и документам.
Цель освоения дисциплины
- Повышение уровня историко-культурной компетенции; получение навыков критического чтения визуальных текстов
- Создание у слушателей представления о работе с визуальным артефактом как с историческим источником. Формирование навыков дешифровки, критики и сопоставления визуальных источников. Проблематизация аутентичности визуального документа
- Демонстрация исключительной важности работы с первоисточником, а не с позднейшей адаптированной и (намеренно или невольно) искаженной, купированной, отредактированной перепечаткой (републикацией). Демонстрация того, что построения, основанные на вторичных воспроизведениях, чреваты вырванностью из контекста и утратой части информации, — в том числе потерей трудноверифицируемого «духа эпохи», в явном или скрытом виде отраженного в оригинале-первоисточнике
- Одна из задач спецкурса — наглядно показать будущим историкам, что любая гравюра, карикатура, плакат (афиша), открытка, журнально-газетная иллюстрация, а также этикетка или даже шрифт (шрифтовая гарнитура) — это визуальный слепок времени, ценнейший исторический и культурологический материал, способный быть более информативным, нежели традиционные документы
Планируемые результаты обучения
- Навыки подготовки собственного исследования визуального артефакта — в виде доклада и/или эссе.
- Навыки поиска визуальной информации. Навыки критики визуальных документов.
- Предполагается, что слушатели обретут (или разовьют) навыки «искусства видеть» на весьма широком визуальном материале — позволяющем полнее и адекватнее воспринимать ту или иную историческую эпоху.
- Умение анализировать визуальный артефакт как многоуровневое свидетельство об ушедшем времени или о текущем историческом этапе.
- Ожидается, что слушатели получат импульс к самостоятельной исследовательской работе с визуальными артефактами, их поиску, классификации, а также умению работы с библиографией и соответствующими справочниками
Содержание учебной дисциплины
- Введение
- Крымская война (1853–1856)
- Русско-японская война (1904–1905)
- Первая мировая война (1914–1918)
- Две русских Революции и Гражданская война (1917–1922)
- Визуальная археология. Интертекстуальность и визуальность
Элементы контроля
- Устный мини-докладВ течение модуля каждый студент должен выступить с мини-докладом (либо вместо доклада можно выбрать письменное эссе в котором представить свои наблюдения и рефлексии и/или находки в области визуальности. Длительность выступления 15–20 минут.
- Письменная работа (эссе)Тема письменной работы предлагается самим студентом и согласовывается с преподавателем. Допускается любой жанр текстов: эссе, статья, библиографический обзор, рецензия, etc. Письменная работа (объем не менее 10 000 знаков) должна продемонстрировать уровень рефлексии при работе с визуальными артефактами. (Если же работа представляет собой библиографический свод или обзор — тогда главной задачей будет продемонстрировать навык поиска соответствующей литературы)
- Аудиторная работаАудиторная работа предполагает разнообразное участие студентов — обсуждение прочитанных текстов, обсуждение визуальных артефактов, представление результатов самостоятельного поиска визуальной информации, ответы на вопросы, постановка вопросов, а также выступление с мини-докладом
- Устный экзаменИтоговый устный экзамен представляет собой ответ на обобщающие вопросы по пройденному курсу и/или по письменной работе
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 3 модульИтоговый устный экзамен представляет собой ответ на обобщающие вопросы по пройденному курсу и/или по письменной работе. Студенты должны подготовить в течение модуля один доклад или эссе, а также демонстрировать активность в ходе семинаров. Итоговая оценка определяется как средняя за доклад/эссе и экзамен, с учетом работы на семинарах: 30% = работа в аудитории, 30% = доклад или письменная работа, 40% = экзамен. Учитывая краткость спецкурса (8 занятий), промежуточные оценки за доклад или аудиторную активность не выставляются. (Студенты должны подготовить в течение модуля один доклад или эссе, а также демонстрировать активность в ходе семинаров). Итоговый устный экзамен представляет собой ответ на обобщающие вопросы по пройденному курсу и/или по письменной работе. Итоговая оценка определяется как средняя за: 1) доклад либо эссе; 2) экзамен.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- БОЙЦОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА. (2011). Picturing Russia: Explorations in Visual Culture / edited by v. Kivelson, J. Neuberger. New Haven; L. : Yale university Press, 2008. 284 p. ; Ill. Русский комикс: сб. Статей / идея Ю. Александрова; составление Ю. Александрова и А. Барзаха. М. : новое литературное обозрение, 2010. 352 с. , ил. , суперобложка-плакат. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FE5052BA
Рекомендуемая дополнительная литература
- Письмо турецкому султану. Образы России глазами историка, Анисимов, Е.В., 2013