Бакалавриат
2023/2024
Феномен Балкан в европейской истории
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (История)
Направление:
46.03.01. История
Кто читает:
Департамент истории
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
5-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Касаткин Константин Александрович
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящен истории стран Балканского полуострова с середины XV в. до начала XX в. В рамках курса рассматривается политическая, социальная, экономическая и культурная история полуострова. Особый акцент будет сделан на освещении периода с конца XVIII в. до начала Первой мировой войны. В это время активно формируется национальное самосознание балканских народов, разворачивается их борьба за независимость, происходит становление независимых национальных государств греков, сербов, болгар, румын. Студенты познакомятся с ключевыми национальными проектами, созданными южнославянскими, греческими, румынскими и турецкими элитами; увидят, как постепенно накапливавшиеся между балканскими народами противоречия к концу XIX в. превратили регион в «пороховой погреб Европы» и спровоцировали новые конфликты уже в конце XX в. Также слушатели курса узнают, как происходившие на полуострове события на протяжении веков меняли восприятие региона российскими и европейскими интеллектуалами.
Цель освоения дисциплины
- Рассмотрение исторических и культурных особенностей развития народов Балканского полуострова
- Знакомство с основными этапами и особенностями формирования национальных государств на Балканском полуострове в XVIII – начале XX вв. Освещение основных причин и предпосылок межнациональных конфликтов в регионе
- Знакомство с основными культурологическими проблемами, возникающими при изучении Балканского полуострова
Планируемые результаты обучения
- Понимает основные культурно-исторические особенности стран Балканского полуострова и специфику формирования национальных государств в регионе
- Понимает роль Балканского полуострова как региона столкновения интересов великих держав в XVIII – начале XX вв., а также основные стратегии, которых придерживались балканские политические элиты при взаимодействии с великими державами
- Знает территории расселения балканских народов, причины и последствия их миграций
- Знает основные политические процессы, протекавшие в государствах Балканского полуострова с середины XV до начала XX вв.
- Умеет ориентироваться в национальных проектах, разработанных балканскими интеллектуалами в XVIII-XIX вв., понимает их особенности и противоречия
- Умеет работать с политической картой региона, определять ключевые для истории Балканского полуострова географические объекты
- Умеет ориентироваться в современной историографии по истории стран Балканского полуострова
Содержание учебной дисциплины
- История возникновения концепта Балканского полуострова
- История Балканского полуострова с древнейших времён до конца XV в.
- Балканский полуостров под властью Османов и Габсбургов в XVI-XVIII вв.
- Греческое возрождение и Греческая революция 1821-1829 гг. Становление новой греческой государственности
- Славянское возрождение. Балканские владения австрийских Габсбургов в конце XVIII-первой половине XIX в.
- «Сербская революция». Начало новой сербской государственности
- Черногория в XVI-первой половине XVIII вв.
- Болгарское национальное возрождение в XVIII-первой половине XIX вв.
- Дунайские княжества в XVIII-первой половине XIX вв.
- Греческое королевство во второй половине XIX-начале XX в.
- Австрийские владения на Балканском полуострове во второй половине XIX-начале XX в.
- Сербия и Черногория во второй половине XIX-начале XX в.
- Болгария во второй половине XIX-начале XX вв.
- Румыния во второй половине XIX-начале XX вв.
- «Пороховой погреб Европы»: балканские страны в международных конфликтах начала XX в.
Элементы контроля
- Работа с картамиЗадание выдается для выполнения на семинарах по темам №1, 9, 14 под руководством преподавателя. На выполнение задания отводится 1 академический час
- ТестЗадание выдается для выполнения на семинарах по темам №3, 10, 15 под. На выполнение задания отводится 2 академических часа
- ДокладНа выполнение задания отводится 1 академический час
- Активность на семинарахКритерии оценивания работы на занятиях: работа студентов оценивается от 0 до 2 баллов за занятие. Максимальный балл за семинарские занятия – 30 баллов
- ЭкзаменСинхронный элемент
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.1 * Активность на семинарах + 0.2 * Доклад + 0.1 * Работа с картами + 0.3 * Тест + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Кулькова, М. А. Адаптация древних сообществ к изменениям окружающей среды в голоцене в регионах Ближнего Востока, Западной Европы, Балкан и Северного Причерноморья : учебное пособие / М. А. Кулькова. — Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2021 — Часть 1 — 2021. — 160 с. — ISBN 978-5-8064-3027-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/252698 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Алимов Д.Е., Дилигул Е.С., Колосков Е.А. и др. - Мобилизованное Средневековье: в 2 т. Т. I: Медиевализм и национальная идеология в Центрально-Восточной Европе и на Балканах - Санкт-Петербургский государственный университет - 2021 - ISBN: 978-5-288-06139-4 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=386429