• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Феномен Балкан в европейской истории

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 5-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен истории стран Балканского полуострова с середины XV в. до начала XX в. В рамках курса рассматривается политическая, социальная, экономическая и культурная история полуострова. Особый акцент будет сделан на освещении периода с конца XVIII в. до начала Первой мировой войны. В это время активно формируется национальное самосознание балканских народов, разворачивается их борьба за независимость, происходит становление независимых национальных государств греков, сербов, болгар, румын. Студенты познакомятся с ключевыми национальными проектами, созданными южнославянскими, греческими, румынскими и турецкими элитами; увидят, как постепенно накапливавшиеся между балканскими народами противоречия к концу XIX в. превратили регион в «пороховой погреб Европы» и спровоцировали новые конфликты уже в конце XX в. Также слушатели курса узнают, как происходившие на полуострове события на протяжении веков меняли восприятие региона российскими и европейскими интеллектуалами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Рассмотрение исторических и культурных особенностей развития народов Балканского полуострова
  • Знакомство с основными этапами и особенностями формирования национальных государств на Балканском полуострове в XVIII – начале XX вв. Освещение основных причин и предпосылок межнациональных конфликтов в регионе
  • Знакомство с основными культурологическими проблемами, возникающими при изучении Балканского полуострова
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает основные культурно-исторические особенности стран Балканского полуострова и специфику формирования национальных государств в регионе
  • Понимает роль Балканского полуострова как региона столкновения интересов великих держав в XVIII – начале XX вв., а также основные стратегии, которых придерживались балканские политические элиты при взаимодействии с великими державами
  • Знает территории расселения балканских народов, причины и последствия их миграций
  • Знает основные политические процессы, протекавшие в государствах Балканского полуострова с середины XV до начала XX вв.
  • Умеет ориентироваться в национальных проектах, разработанных балканскими интеллектуалами в XVIII-XIX вв., понимает их особенности и противоречия
  • Умеет работать с политической картой региона, определять ключевые для истории Балканского полуострова географические объекты
  • Умеет ориентироваться в современной историографии по истории стран Балканского полуострова
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История возникновения концепта Балканского полуострова
  • История Балканского полуострова с древнейших времён до конца XV в.
  • Балканский полуостров под властью Османов и Габсбургов в XVI-XVIII вв.
  • Греческое возрождение и Греческая революция 1821-1829 гг. Становление новой греческой государственности
  • Славянское возрождение. Балканские владения австрийских Габсбургов в конце XVIII-первой половине XIX в.
  • «Сербская революция». Начало новой сербской государственности
  • Черногория в XVI-первой половине XVIII вв.
  • Болгарское национальное возрождение в XVIII-первой половине XIX вв.
  • Дунайские княжества в XVIII-первой половине XIX вв.
  • Греческое королевство во второй половине XIX-начале XX в.
  • Австрийские владения на Балканском полуострове во второй половине XIX-начале XX в.
  • Сербия и Черногория во второй половине XIX-начале XX в.
  • Болгария во второй половине XIX-начале XX вв.
  • Румыния во второй половине XIX-начале XX вв.
  • «Пороховой погреб Европы»: балканские страны в международных конфликтах начала XX в.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа с картами
    Задание выдается для выполнения на семинарах по темам №1, 9, 14 под руководством преподавателя. На выполнение задания отводится 1 академический час
  • неблокирующий Тест
    Задание выдается для выполнения на семинарах по темам №3, 10, 15 под. На выполнение задания отводится 2 академических часа
  • неблокирующий Доклад
    На выполнение задания отводится 1 академический час
  • неблокирующий Активность на семинарах
    Критерии оценивания работы на занятиях: работа студентов оценивается от 0 до 2 баллов за занятие. Максимальный балл за семинарские занятия – 30 баллов
  • неблокирующий Экзамен
    Синхронный элемент
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.1 * Активность на семинарах + 0.2 * Доклад + 0.1 * Работа с картами + 0.3 * Тест + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кулькова, М. А. Адаптация древних сообществ к изменениям окружающей среды в голоцене в регионах Ближнего Востока, Западной Европы, Балкан и Северного Причерноморья : учебное пособие / М. А. Кулькова. — Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2021 — Часть 1 — 2021. — 160 с. — ISBN 978-5-8064-3027-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/252698 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Алимов Д.Е., Дилигул Е.С., Колосков Е.А. и др. - Мобилизованное Средневековье: в 2 т. Т. I: Медиевализм и национальная идеология в Центрально-Восточной Европе и на Балканах - Санкт-Петербургский государственный университет - 2021 - ISBN: 978-5-288-06139-4 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=386429

Авторы

  • Любавина Светлана Вячеславовна