Магистратура
2023/2024
Литература в интермедиальной перспективе: невербальные компоненты
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Русская литература в кросс-культурной и интермедиальной перспективах)
Направление:
45.04.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Токарев Дмитрий Викторович
Прогр. обучения:
Русская литература в кросс-культурной и интермедиальной перспективах
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина предполагает изучение феномена интермедиальности в различных его формах, а также обращение к истории возникновения этого нового для гуманитарной науки понятия на рубеже 20-21 веков. Рассмотрение взаимовлияния между современными медиа (в терминологии Маршалла Маклюэна) будет осуществляться на 3 уровнях: дискурсивном, на котором происходит выработка коммуникативного сообщения за счет комбинирования средств выражения различных медиа (например, слова и статичного изображения; слова и движущегося изображения; слова и музыки); материальном, подразумевающем контакт между носителями информации (печатное слово и устное слово, цифровые носители); институциональном, связанным с использованием медиа для выработки культурной политики.
Цель освоения дисциплины
- Расширение категориального и понятийно-терминологического аппарата современной филологии в связи с искусствознанием.
- Повышение уровня филологической искусствоведческой компетенции Специальные цели и задачи:
- сформировать навыки анализа экфрастических описаний
- способствовать развитию у студентов практик критического анализа и публичного обсуждения канонических произведений русской и европейской литературы.
- сформировать у студентов навык близкого чтения текстов и фрагментов текстов повышенной сложности.
- помочь студентам в составлении аргументированных текстов среднего размера (эссе), основанных исключительно на собственных наблюдениях, и таким образом привить студентам навык самостоятельно размышлять на темы, относящиеся к разным областям гуманитарного знания (филология и искусствоведение).
Планируемые результаты обучения
- Магистранты имеют представление о четырех уровнях восприятия. Имеют представление о формах репрезентации визуального в тексте. Отличают дескриптивный и нарративный аспекты экфрасиса. Имеет представление о русском литературном романтизме и изобразительном искусстве. Может анализировать визуальную составляющую в творчестве Гоголя
- Магситранты понимают трансформации визуального в художественном нарративе в творчестве Ф.Достоевского. Способны охарактеризовать разницу между художником и иконописцем. Понимают исторические, социальные и культурные различия между ними.
- Магистранты анализируют проблематику репрезентации визуального объекта в авангардном тексте.
- Магистранты имеют представление о том, что такое «поэтика художественной неудачи». Разбираются в проблемах вербальной репрезентации фотографии.
- Магистранты понимают различие между индексом, иконой и символом, способны классифицировать портреты. Владеют пониманием текстуальных и визуальных аспектов романтической фантастики. Имеют представление о скульптуре как особом виде визуальной репрезентации.
Содержание учебной дисциплины
- Определение понятия перцепции. Слово и изображение: проблемы соотношения визуального и вербального кодов. Русский литературный романтизм и изобразительное искусство. Визуальность в поэтике Гоголя
- «Песочный человек» Гофмана: текстуальные и визуальные аспекты романтической фантастики. Между индексом, иконой и символом: оживший портрет как гибридный семиотический знак. Культура, политика, эрос: формы репрезентации в скульптуре.
- Проблемы восприятия реалистического изображения в «Идиоте» Ф. Достоевского. Художник и иконописец: проблемы визуальной репрезентации сакрального.
- Поэтика художественной неудачи: от романтиков и реалистов до абстракционистов. Фотография как вид визуального искусства и как «магия»
- Эстетика зрения и визуального образа в авангарде. Метафизика и эстетика нефигуративного изображения.
Элементы контроля
- Аудиторная работаАудиторная работа подразумевает контроль посещаемости, а также активности студента на семинаре (ответы на вопросы преподавателя, участие в общей дискуссии, знание прочитанных текстов).
- Письменные домашние работыДомашние работы представляют собой краткий ответ на поставленный аналитический вопрос. Объем - 2-3 стр.
- ЭкзаменЭкзамен проходит в виде подготовки итогового эссе. Итоговое эссе пишется на тему, либо выбранную студентом из предложенного преподавателем списка, либо сформулированную самим студентом по согласованию с преподавателем. Темы эссе связаны с материалом и текстами, обсуждавшимися в первом и втором модуле. Оценки за эссе выставляются по 10-ти балльной шкале в соответствии с глубиной раскрытия темы, ясностью аргументации, уровнем понимания прочитанных текстов, вниманием к стилю. Не требуется прокторинг
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.3 * Аудиторная работа + 0.3 * Письменные домашние работы + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Rippl, G. (2015). Handbook of Intermediality : Literature – Image – Sound – Music. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1033026
- Есаулов, И. (2001). Экфрасис в русской литературе нового времени: картина и икона. Проблемы Исторической Поэтики, 6.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Bruhn, J. (2016). The Intermediality of Narrative Literature : Medialities Matter. London: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1242120
- Ryan, M.-L., & Grishakova, M. (2010). Intermediality and Storytelling. New York: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=349514
- Wagner, P. (1996). Icons - Texts - Iconotexts : Essays on Ekphrasis and Intermediality. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=627336
- Светлана Дмитриевна Титаренко. (2015). Русский Символизм И Традиции Английских Прерафаэлитов: Проблемы Интермедиальности. Культура и Текст, 5 (23).