Бакалавриат
2023/2024
Деловые коммуникации
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Цифровые платформы и логистика)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Кто читает:
Департамент менеджмента
Где читается:
Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента
Когда читается:
4-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Лисовский Александр Владимирович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит студентов с основными теориями и элементами коммуникаций. Он ориентирован на формирование практических навыков коммуникации и умений верно выстраивать коммуникацию с учетом особенностей партнеров и аудитории. В курсе рассматривается влияние культуры различных стран на процессы деловой коммуникации с их представителями. Особое внимание уделяется навыкам эффективной коммуникации при ведении переговоров и работе в команде. Рассматриваются различные каналы и типы деловой коммуникации, их достоинства и ограничения. Студенты учатся выявлять барьеры, мешающие эффективной коммуникации и преодолевать их. На семинарах студенты анализируют кейсы, представляющие различные проблемные ситуации и «сбои» деловой коммуникации и учатся находить стратегии разрешения таких ситуаций. Акцент делается на специфике межкультурной деловой коммуникации с учетом глобального характера современного бизнеса. Студенты выполняют исследовательский проект в командах об особенностях коммуникации в выбранной ими стране, а также представляют резюме-портфолио.
Цель освоения дисциплины
- Студенты приобретут знания теории и элементов деловой коммуникации и научатся использовать их на практике.
- Научить студентов ориентироваться в особенностях кросс-культурной деловой коммуникации.
Планируемые результаты обучения
- Умение анализировать особенности партнера по коммуникации и аудитории и выбирать подходящие методы для коммуникации.
- Способность конструировать сообщения для достижения различных целей организации.
- Умение представлять свои проекты и проекты своей команды.
- Понимание возможных барьеров и трудностей, препятствующих эффективной коммуникации и умение преодолевать их.
- Знание основных теорий коммуникации.
- Понимание того, как культурные особенности влияют на процессы коммуникации.
- Знание различных коммуникативных стратегий.
- Знание особенностей коммуникации с представителями различных культур (кросс-культурные коммуникации).
- Умение выстраивать эффективную коммуникацию в процессе переговоров.
Содержание учебной дисциплины
- 1. Влияние культуры на деловые коммуникации
- 2. Маршалл Маклюэн – императивы коммуникации и общества
- 3. Кросс-культурная коммуникация
- 4. Вербальная коммуникация
- 5. Невербальная коммуникация
- 6. Коммуникация в переговорах
- 7. Коммуникация в межкультурных командах
Элементы контроля
- Активность на семинарах и домашние задания по кейсам
- ПортфолиоСтуденты представляют портфолио – резюме для вакансии по их выбору. Цель – представить профессиональный и убедительный документ, который повышает шансы положительного исхода – компания решает предоставить эту вакансию кандидату. Студенты должны продемонстрировать навыки самопрезентации и убедить потенциальных работодателей, что они обладают не только профессиональными и но и коммуникативными умениями и навыками.
- Исследовательский проект по странеСтуденты выполняют исследовательский проект в команде из 4-5 участников. Необходимо подготовить презентацию по теме: «Особенности делового общения и переговоров в данной стране». Рекомендуется выбирать страны, с которыми Россия может поддерживать деловое сотрудничество в ближайшие 2-3 года. Команде следует подготовить рекомендации относительно того, как российским бизнесменам следует общаться и вести переговоры с представителями выбранной командой страны. Кроме презентаций необходимо будет подготовить на ту же тему текстовый документ не более 8 страниц. Темы, которые необходимо раскрыть в проекте: Краткая характеристика вклада данной страны в мировую культуру, особенности ценностей и артефактов. Какие культурные измерения Хофстеде, Тромпенарса и т.д. наиболее важны для анализа культуры этой страны. Особенности вербальной и невербальной коммуникации в стране, которую вы выбрали. Какой стиль ведения переговоров у людей из этой страны? Как он связан с ценностями? Рекомендации для бизнес контактов людей из России или других стран и этой страны. В каких сферах российские бизнесмены могли бы сотрудничать с представителями данной страны.
- ЭкзаменНа экзамене используется тест из закрытых вопросов с выбором единственного верного варианта ответа из 20 вопросов.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 1 модуль0.2 * Активность на семинарах и домашние задания по кейсам + 0.6 * Исследовательский проект по стране + 0.1 * Портфолио + 0.1 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Таратухина, Ю. В. Деловые и межкультурные коммуникации : учебник и практикум для вузов / Ю. В. Таратухина, З. К. Авдеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 324 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02346-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511159 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Brett, J. M. (2014). Negotiating Globally : How to Negotiate Deals, Resolve Disputes, and Make Decisions Across Cultural Boundaries (Vol. Third edition). San Francisco, CA: Jossey-Bass. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=716710
- Cambie, S., & Ooi, Y.-M. (2009). International Communications Strategy : Developments in Cross-Cultural Communications, PR and Social Media. London: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=295337
- Gesteland, R. R. (2005). Cross-cultural Business Behavior : Negotiating, Selling, Sourcing and Managing Across Cultures. [Copenhagen, Denmark]: Samfundslitteratur Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=526885
- Lévy-Leboyer, C. (2005). Working Across Cultures / Cultural Intelligence: A Guide to Working with People from Other Cultures. Personnel Psychology, 58(1), 253–257. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=16335915
- Matsumoto, D. R., & Hwang, H. S. (2019). The Handbook of Culture and Psychology (Vol. Second edition). New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2126834
- McCarthy, A., & Hay, S. (2015). Advanced Negotiation Techniques. [California]: Apress. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=958148
- Деловые коммуникации : учебник для бакалавров / В. П. Ратников [и др.] ; под редакцией В. П. Ратникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 527 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3685-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/487259 (дата обращения: 27.08.2024).
- Спивак, В. А. Деловые коммуникации. Теория и практика : учебник для вузов / В. А. Спивак. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 460 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15321-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511179 (дата обращения: 27.08.2024).