Бакалавриат
2023/2024
Научно-исследовательский семинар "Русская эмиграция как место памяти"
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Козлов Дмитрий Сергеевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
В курсе рассматривается художественный мир «молодой» парижской эмиграции межвоенных десятилетий с точки зрения одного привилегированного концепта — памяти. Проблематика памяти неоднозначно проявлена в литературе русского зарубежья: воспоминание организует «социальные рамки» эмигрантского сообщества и в то же время становится формой художественных исканий. На семинарах мы будем обсуждать, что вспоминают «герои» эмигрантской прозы; как воспоминание выражается на уровне поэтики и с какими литературными традициями связано; наконец, каким целям служит. В ходе курса особое внимание будет уделено текстам В. Варшавского, Г. Газданова, В. Набокова-Сирина, Б. Поплавского, С. Шаршуна, В. Яновского.
Цель освоения дисциплины
- 1. Познакомить студентов с характерными чертами эмигрантской словесности межвоенных десятилетий с особенным акцентом на литературе русского Монпарнаса.
- 2. Сформировать представление о мнемонических особенностях литературы эмиграции и о теоретических подходах к анализу памяти в художественном тексте.
Планируемые результаты обучения
- анализирует короткую прозу Гайто Газданова и Владимира Варшавского с точки зрения «романа сознания».
- знаком с историей создания и характерными особенностями журнала «Числа» и поэзией «парижской ноты».
- знаком с ключевыми мнемоническими особенностями эмигрантской словесности
- знаком с основными особенностями прозы Бориса Поплавского.
- имеет представление о трансформациях жанра «человеческого документа» в эмиграции.
- понимает основные проблемы изучения эмигрантской литературы межвоенных десятилетий
- представляет, как формировался жанр autofiction в эмигрантской прозе.
- различает влияния Андре Жида, Марселя Пруста и Луи-Фердинанда Селина в эмигрантской прозе межвоенных десятилетий.
- сопоставляет отдельные фрагменты мемуарных сочинений «незамеченного поколения».
- сопоставляет художественные формы памяти в прозе Владимира Набокова-Сирина, Гайто Газданова и Юрия Фельзена.
Содержание учебной дисциплины
- 1. Литература русского зарубежья: основные подходы к изучению
- 2. «Места памяти», индивидуальная и коллективная память в эмигрантской литературе межвоенных десятилетий
- 3. Автор как герой в системе мнемонических отношений.
- 4. Журнал «Числа» и «парижская нота»
- 5. «Третья жизнь» в прозе русского зарубежья.
- 6. Ничейная земля эмиграции: между своим и чужим
- 7. На границе двух миров: «Машенька» Владимира Набокова-Сирина, «Вечер у Клэр» Гайто Газданова, «Обман» Юрия Фельзена.
- 8. «…расправиться, наконец, с отвратительным удвоением жизни реальной и описанной»: дилогия Бориса Поплавского
- 9. «Распад атома» Георгия Иванова — конец прекрасной эпохи.
- 10. «Экстерриториальная» душа: мемуары «незамеченного поколения»
Элементы контроля
- Аудиторная работаАудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий.
- ПрезентацияПрезентация представляет собой устное сообщение по одной теме. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях студента и выводах, сделанных в процессе изучения материала в рамках темы. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Презентация, текст которой полностью заимствован из печатного или Интернет-источника и никак критически не переработан студентом, оценивается в 0 баллов. Это может быть также совместный проект группы студентов, подготовленный по заранее выбранной теме, и тогда совместное время выступления может быть увеличено до 30 минут, и формат выступления может быть выбран самими студентами по предварительному согласованию с преподавателем.
- ЭссеИтоговая письменная работа, выполняется внеаудиторно (эссе, 8 000 – 12 000 зн.). Источники подбираются студентом самостоятельно в рамках выбранной темы эссе.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.1 * Аудиторная работа + 0.1 * Аудиторная работа + 0.3 * Презентация + 0.5 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Mikhail Maslin A., & Михаил Маслин Александрович. (2014). Destiny of the Russian Emigre Community in the XX-XXI Centuries ; Судьба русского зарубежья в XX-XXI веках. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.902AD0E
- Барковская, Н. В., Джулиано, Д., & Люцканов, Й. (2019). Эмиграция, внутренняя эмиграция, ссылка, лагерь: общее и различное в самосознании литератора ; Emigration, Inner Emigration, Exile, Camp: the Common and the Specific in the Writer’s Self-consciousness. https://doi.org/10.26170/FK19-01-26
- Матвеева, Ю. В. Русская литература зарубежья: три волны эмиграции ХХ века : учебно-методическое пособие / Ю. В. Матвеева. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 92 с. — ISBN 978-5-9765-3881-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119072 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- ДЕМИДОВА ОЛЬГА РОСТИСЛАВОВНА. (2015). Эмиграция Как Проблема Философии Культуры.
- Люди мира. Русское научное зарубежье: Справочное пособие / Под ред. Баюк Д. - М.:Альпина нон-фикшн, 2018. - 516 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-91671-766-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002592