Бакалавриат
2023/2024
Научно-исследовательский семинар "Визуальные коды авангарда"
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Ромахин Андрей Анатольевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Спецсеминар (40 часов) построен преимущественно на материале авангардной эпохи и посвящен рассмотрению двух важнейших элементов авторских стратегий и самопрезентаций — обложке и (авто)портрету. Творцы авангарда, с их жизнетворческими интенциями, установкой на игру, манифестарными и максималистскими амбициями, могли придавать особое значение как обложкам своих книг, так и (авто)портретам. На сегодняшний день ни обложкам, ни иконографии авангардных персон исследователи не уделяют достаточного внимания. Между тем, очевидно, что обложка — это первое, с чем сталкивается читатель книги. Обложка вместе с заглавием способна демонстрировать широкий набор разнообразных авторских интенций (начиная с манипуляций именем/псевдонимом); обложка и/или заглавие в отдельных случаях — это ключ к прочтению и интерпретации. При этом визуальная составляющая обложки может радикально расширять ее смысловой диапазон и медийный эффект, реализуя разнообразные стратегии автора. Творцы авангардной эпохи, как и их старшие современники (символисты), ярко поиграли на этом поле — поле обложки. В рамках курса планируется «медленное чтение» обложек и разбор ряда конкретных примеров, когда книжная обложка демонстрировала различные формы проявления интертекстуальности: изобразительно-шрифтовой комплекс обложки мог нести функции скрытой цитации, либо явной или законспирированной пародии, либо пастиша, либо переработки исходного прототипа и творческого заимствования и т. д. — вплоть до отражений собственного жизнетворческого мифа или даже зашифрованного политического высказывания и манифеста. Вполне допустимо рассматривать визуализированную полную прижизненную БИБЛИОграфию (совокупность обложек) того или иного поэта — как его автоБИОграфию; с еще большей очевидностью прижизненная ИКОНОграфия тоже может трактоваться как лаконичная в своей дискретности визуальная БИОграфия. Вместе они способны существенно обогатить наши представления об авторских стратегиях и самопрезентациях творцов авангарда и об эпохе в целом, а также точнее документировать и реконструировать жизнь и творческую судьбу поэта или художника. Кроме того, этот визуальный ряд дает богатую почву для широких филологических, искусствоведческих и культурологических наблюдений.
Цель освоения дисциплины
- Создание у слушателей представления о работе с визуальным авангардистским артефактом как с историко-литературным источником (нередко провокативно-девиантного характера). Проблематизация аутентичности авангардистского артефакта и демонстрация исключительной важности работы с первоисточником, а не с позднейшей адаптированной и (намеренно или невольно) искаженной, купированной, отредактированной перепечаткой (републикацией, репродукцией, репликой), чреватой вырванностью из контекста и утратой части информации, — в том числе потерей трудноверифицируемого «духа эпохи», в явном или скрытом виде отраженного в оригинале-первоисточнике.
Планируемые результаты обучения
- Формирование навыков «искусства видеть», в аспекте осознания обычно почти не замечаемой «проблемы обложки» — и возможного потенциала ее дешифровки.
- Подступ к пониманию «проблемы портрета» литературной персоны.
- Ожидается, что слушатели получат импульс к самостоятельной исследовательской работе, а также умению работы с библиографией и соответствующими справочниками; кроме того, ожидается интерес к иконографии авангардистских акторов, а также к феномену заглавия (появлению навыков классификации заглавий литературных текстов и сопутствующей рефлексии).
Содержание учебной дисциплины
- Вводные аспекты, терминология и настройка оптики.
- Вход в книгу: от обложки до эпиграфа.
- Обложки символистов (беглый экскурс).
- Обложки конструктивистов.
- Имя автора на обложке.
- Портрет и автопортрет как самопрезентация.
- Портрет на обложке и фронтисписе.
Элементы контроля
- Итоговая письменная работа
- Аудиторная работа и устный мини-докладАудиторная работа предполагает разнообразное участие студентов в ходе семинарских занятий (обсуждение прочитанных текстов, обсуждение визуальных артефактов, представление результатов самостоятельного поиска визуальной информации, ответы на вопросы, постановка вопросов, а также выступление с мини-докладом). В течение двух модулей каждый студент должен хотя бы один раз выступить с мини-докладом, в котором представить свои наблюдения и/или находки в области обложек или портретов. Длительность выступления 15–20 минут.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.3 * Аудиторная работа и устный мини-доклад + 0.7 * Итоговая письменная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Фещенко, В. В. Лаборатория логоса: Языковой эксперимент в авангардном творчестве : монография / В. В. Фещенко. — Москва : Языки славянских культур, 2009. — 392 с. — ISBN 978-5-9551-0318-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/136824 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Под ред. Ростовой Н.Н. - Философия русского авангарда. Коллективная монография - 978-5-9988-0649-0 - Проспект - 2018 - http://ebs.prospekt.org/book/38598 - 38598 - PROSPECT