Магистратура
2023/2024
Город как герой литературы
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Русская литература в кросс-культурной и интермедиальной перспективах)
Направление:
45.04.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Калугин Дмитрий Яковлевич
Прогр. обучения:
Русская литература в кросс-культурной и интермедиальной перспективах
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
52
Программа дисциплины
Аннотация
Читатель привык, что в литературном произведении действие связано с персонажем, героем, в конечном счете с человеком, с тем, кто как правило находится в центре повествования. Но можно изменить перспективу и сказать, что помимо субъектов (людей) в книге действуют еще и объекты – предметы, механизмы, устройства, а кроме этого еще и дома, улицы, городские ландшафты. Город превращается в героя литературного текста постепенно, поначалу выступая в качестве фона, просто имени, как в романах XVIII века, до полноценного участника, как например, в XIX и ХХ веке – у Ф. М. Достоевского, Джеймса Джойса или Альфреда Деблина. В курсе речь пойдет о том, как город изображается в литературе, как постепенно меняется его роль, как формируется особая среда литературного текста, где действуют в нерасторжимом единстве люди, предметы и города.
Цель освоения дисциплины
- Знать основные концепции города и городской среды, исторические аспекты формирования города, политические, социальные, философские сюжеты, связанные с городом, уметь анализировать изображения города в визуальных искусствах (кино, живопись).
- Знать способы изображения города в литературных текста, умение анализировать «городские тексты».
Планируемые результаты обучения
- Студент владеет основными концепциями города и городской среды
- Умеет прилагать их к конкретным текстам
- Знает исторические аспекты формирования города
- Умеет анализировать изображения города в визуальных искусствах (кино, живопись)
- Умение анализировать «городские тексты» и использовать полученные данные в научной работе
Содержание учебной дисциплины
- Языки описания городского пространства
- Семиотика городского пространства
- От семиотики города к картам и схемам
- Город и его критики
- Город и политика
- Промышленный город и ад капитализма
- Город и память
- Город и утопия
- По городу пешком
- Постмодернистский город
- Город судьбы
- Современный город: опасность и безразличие
- Город и кино
Элементы контроля
- ПрезентацияПрезентация предполагает краткое обсуждение текстов и вопросов, предложенных для обсуждения. Основная цель выступающего подготовить концептуальное изложение предложенной статьи, постановка вопросов для обсуждения.
- Аудиторная работаАудиторная работа складывается из посещения занятий и активной работы на семинарах. Учет активности на занятиях производится для каждого семинара. Студент должен демонстрировать готовность к каждому семинарскому занятию, знать предложенные тексты, участвовать в дискуссии, ставить вопросы, провоцирующие обсуждение.
- ПроектЭкзамен представляет собой защиту проекта, посвященного анализу городского текста или форм городского пространства, представленного в литературе, кино или живописи. Анализ «городских текст» включает знание литературных текстов, научной литературы и базовых концепций анализа городской среды. Представление проекта предполагает презентацию, информативные слайды. Время 20-25 минут. Тема проекта может быть сформулирована самостоятельно после обсуждения с преподавателем. Проводится в аудитории.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 4th module0.1 * Аудиторная работа + 0.2 * Презентация + 0.2 * Презентация + 0.5 * Проект
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Chartier, R. (1995). Forms and Meanings : Texts, Performances, and Audiences From Codex to Computer. Philadelphia: University of Pennsylvania Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=17200
- Darnton, R. (2009). The Case for Books : Past, Present, Future. New York, NY: PublicAffairs. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=591638
- Luís Felipe Sobral. (2014). Darnton, Robert Poetry and the Police: Communication Networks in Eighteenth-Century Paris. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.87E44E02
- Rivkin, J., & Ryan, M. (2016). Literary Theory : An Anthology (Vol. Third edition). Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1457299
Рекомендуемая дополнительная литература
- Анри, Л. (2002). Производство Пространства. Социологическое Обозрение, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15772964
- Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М.: Нов. лит. обозр., 2012. - 560 с.: 60x90 1/16. - (Научная библиотека). (переплет) ISBN 978-5-86793-986-1, 1500 экз.
- Тынянов, Ю. Н. История литературы. Поэтика. Избранные труды / Ю. Н. Тынянов. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 353 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08758-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471770 (дата обращения: 27.08.2024).