Бакалавриат
2023/2024





Корпусная лингвистика
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
2-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
42
Программа дисциплины
Аннотация
В результате освоения дисциплины студент получает представление об основных понятиях, подходах и технологиях корпусной лингвистики и учится работе с наиболее известными международными ресурсами, использующими в своей основе принципы корпусов.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление студентов-филологов с основными понятиями и возможностями корпусной лингвистики, освоение на практике технологически несложных методов корпусной лингвистики, формирование практических навы-ков работы с наиболее известными мировыми лингвистическими ресурсами, использование лингвистических корпусов для решения конкретных исследовательских задач, а также приобретение опыта работы с корпусными средствами для построения своего собственного исследовательского корпуса.
- Ознакомление студентов-филологов с основными понятиями и возможностями корпусной лингвистики, освоение на практике технологически несложных методов корпусной лингвистики, формирование практических навыков работы с наиболее известными мировыми лингвистическими ресурсами, использование лингвистических корпусов для решения конкретных исследовательских задач, а также приобретение опыта работы с корпусными средствами для построения своего собственного исследовательского корпуса.
Планируемые результаты обучения
- Студент видит возможности использования корпусной лингвистики в других областях знания.
- Студент способен использовать в своей работе источники и программный продукт на иностранном языке.
- Студент способен работать с корпусами текстов и базами данных, эффективно искать нужную информацию и источник.
- Студент способен работать с корпусами текстов и базами данных, эффективно искать нужную информацию и источник.
- Студент умеет вести работы с программами, осознавая принципы авторского права.
- Студент умеет объяснить принципы использования корпусов текстов в доступной форме.
- Студент умеет сформулировать задачу корпусного исследования, составить соответствующие корпусные запросы или применить необходимые программы, обработать полученные данные.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в корпусную лингвистику
- Практика по работе в наиболее известных корпусах
- Качественные и количественные данные в корпусе
- Принципы и способы составления корпусов
- Корпусные методы в применении к различным дисциплинам
Элементы контроля
- Домашние заданияВыполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю в соответствии с критериями к заданию - по электронной почте или через Smart LMS. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
- Самостоятельные работыСамостоятельные работы выполняются в формате теста, представленного в нескольких вариантах. Студент работает самостоятельно, в дальнейшем возможно обсуждение возникших вопросов.
- ЭкзаменВозможно выставление экзамена автоматом по накопленной оценке после приравнивания суммы весов всех элементов контроля, за исключением экзамена, к единице. По желанию студентов они могут отказаться от выставления оценки без проведения экзамена и сдать его, о чем сообщают преподавателю не позднее последнего занятия. После отказа от выставления экзамена автоматом, студент обязан сдать экзамен. При неявке на экзамен, а также при явке на экзамен и получении неудовлетворительной оценки за него, возможность выставления экзамена автоматом аннулируется. Экзамен подлежит пересдаче. Экзамен по билетам, состоящий из двух частей: 1. Студенту необходимо на компьютере провести мини-исследование с использованием корпусных технологий и редактора электронных таблиц и дать комментарий к нему. Текст практического задания указывается в билете. На выполнение задания отводится 15-20 минут. По истечении времени студент рассказывает о результатах выполнения практического задания преподавателю, формулируя возможный исследовательский вопрос и подкрепляя ответ полученными в ходе работы с корпусом статистическими данными. 2. Студенту задается 2-3 вопроса по темам лекций и семинаров. Например: - Что такое снятая омонимия? - Назовите виды дискурсивной транскрипции. - На каких уровнях можно осуществлять лингвистическое аннотирование корпуса? - Назовите известные корпуса русского языка. Студент отвечает сразу, без подготовки.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 3 модуль0.5 * Домашние задания + 0.3 * Самостоятельные работы + 0.2 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Языкознание: От Аристотеля до компьютерной лингвистики: Научно-популярное / Алпатов В. - М.:Альпина нон-фикшн, 2018. - 253 с.: 60x90 1/16. - (Научно-популярная литература) (Переплёт) ISBN 978-5-91671-804-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003471
Рекомендуемая дополнительная литература
- Baker, P. (2009). Contemporary Corpus Linguistics. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344364
- Шерстинова, Т. (2008). «Один речевой день» на временной шкале: о перспективах исследования динамических процессов на материале звукового корпуса. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2CBC2459