• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

История идей

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Русская литература в кросс-культурной и интермедиальной перспективах
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Курс, предназначенный для магистрантов второго года обучения, должен дать слушателям представление об историческом характере идейного развития, рассматриваемого не как однолинейный процесс раскрытия истины или накопления знаний, а как сложное взаимодействие разнородных школ, традиций, дисциплин, дискурсов, интеллектуальных парадигм. Теоретический обзор основных методов интеллектуальной истории будет сопровождаться практическими опытами применения этих методов, в особенности на материале текстов художественной литературы и науки о ней.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • − создание представления об историческом характере идейного развития, представляющего собой не однолинейный процесс раскрытия истины или накопления знаний, а сложное взаимодействие разнородных школ, традиций, дисциплин, дискурсов, интеллектуальных парадигм;
  • − создание представления о становлении самой истории идей (или интеллектуальной истории) как дисциплины и об ее основных школах и направлениях;
  • − развитие навыков критического мышления, умения выделять сильные и слабые стороны разных исторических идей и научных школ;
  • − практическое освоение методов исторического исследования идей.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Магистранты анализируют классические труды по теоретической герменевтике, выделяют их основные понятия.
  • Магистранты анализируют работы кембриджской школы, соотносят ее методологию с теорией речевых актов в аналитической философии.
  • Магистранты владеют методом социально-исторического исследования «истории интеллектуалов», знают базовые теоретические труды в этой области.
  • Магистранты знают классические труды по интеллектуальной истории, эпистемологические принципы этой дисциплины.
  • Магистранты знают основные труды Фуко по интеллектуальной истории, владеют его базовыми понятиями.
  • Магистранты освоили понятие идеологии, его историю и методы критического анализа идеологий.
  • Магистранты различают разные определения «идеи», описывают исторические предпосылки ее нового понимания, требующего исторического подхода.
  • Магистранты умеют вычленять абстрактные идеи в произведениях литературы и искусства, понимают специфику их бытования в художественном дискурсе.
  • Магистранты освоили основные принципы деконструкции применительно к истории идей, методику поиска недиалектических противоречий в теоретических построениях.
  • Магистранты практически освоили исторический анализ идей гуманитарных наук, прежде всего филологии.
  • Магистранты уяснили себе новое состояние культуры, где атомарные «идеи» входят в состав более сложных формаций. (дискурсов, идеологий и т.д.).
  • Магистранты понимают взаимоотношения между историей философии и междисциплинарной историей идей, знают о философских концепциях, по-новому определяющих «идею» и «понятие».
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Идеи, их производство и циркуляция как предмет исторического изучения.
  • Историческая герменевтика
  • Англосаксонская традиция интеллектуальной истории
  • Кембриджская школа истории идей
  • Археология знания Мишеля Фуко
  • Деконструкция - метод радикальной анти-герменевтики
  • Интеллектуальная история как «история интеллектуалов»
  • История идей и философия
  • . История идей и политика
  • История идей и искусство
  • История идей и наука
  • Современность – «безыдейная» эпоха?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа складывается из активного участия магистрантов в обсуждениях тем лекционных и семинарских занятий, в ходе которых формулируются и закрепляются основные идеи курса, а его материал подвергается критическому анализу. Темы занятий известны заранее, и магистрантам предлагается подготовиться к ним в ходе самостоятельной работы, собрав релевантные факты и/или познакомившись с ключевыми текстами по соответствующей проблеме (см. примеры тематических заданий ниже). На занятиях магистранты имеют возможность выступить с устным ответом, инициировать дискуссию, ответить на вопросы преподавателя или задать свои вопросы аудитории, а преподаватель фиксирует уровень активности каждого из присутствующих (посетил(а) занятие, но не принял(а) участия в обсуждении; участвовал(а) в обсуждении; внес(ла) существенный вклад в обсуждение) и ставит оценку по итогам прошедших семинаров, исходя из критериев оценивания данной формы текущего контроля.
  • неблокирующий Форум
    На консультативном форуме магистранты выступают с краткими (до 100 слов) отзывами о прочитанном/просмотренном по курсу, при необходимости снабжая их ссылками на обнаруженные в ходе подготовки к семинарам тексты и иные материалы, задают вопросы, высказывают сомнения и возражения преподавателям, читают и комментируют сообщения других участников форума. Записи на форуме доступны всем слушателям и преподавателям дисциплины, их чтение рассматривается как обязанность слушателей. Количество и качество записей на форуме оцениваются преподавателям в конце курса согласно критериям.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в форме собеседования. Магистранту предлагается один общий вопрос для более подробного изложения, а также ряд коротких вопросов на знание основных понятий и концепций; такие дополнительные вопросы не требуют развернутого ответа. При оффлайн-экзамене экзаменующийся получает время для подготовки к ответу на основной вопрос; при онлайн-экзамене без прокторинга длительная подготовка не предусмотрена (дается максимум 1 минута, чтобы собраться с мыслями), зато основной вопрос разбивается экзаменатором на ряд более частных вопросов, задаваемых по ходу собеседования; тем самым экзаменатор «ведет» экзаменуемого по плану ответа и не может поставить ему в вину упущение какого-либо пункта.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Форум + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Делёз, Ж. Что такое философия? / Ж. Делёз, Ф. Гваттари , перевод с французского С. Зенкина. — Москва : Академический Проект, 2020. — 261 с. — ISBN 978-5-8291-3580-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133268 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Кун Томас. (2010). Структура научных революций. Исследователь/Researcher, (1–2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16899804
  • Старобинский, Ж. Поэзия и знание: История литературы и культуры : сборник научных трудов / Ж. Старобинский , составитель С. Н. Зенкин , перевод с французского Е. П. Васильевой [и др.]. — Москва : Языки славянских культур, 2002 — Том 1 — 2002. — 496 с. — ISBN 5-94457-002-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/136886 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Reinhart Koselleck. (2004). Futures Past : On the Semantics of Historical Time. Columbia University Press.
  • Археология знания : L'Archéologie du savoir, Фуко, М., 2012
  • Барт, Р. Мифологии / Р. Барт , перевод с французского С. Н. Зенкина. — 5-е изд. — Москва : Академический Проект, 2019. — 251 с. — ISBN 978-5-8291-2326-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133251 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Деррида, Ж. Письмо и различие : сборник научных трудов / Ж. Деррида , перевод с французского Д. Ю. Кралечкина. — Москва : Академический Проект, 2020. — 495 с. — ISBN 978-5-8291-3347-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133270 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • История и типология русской культуры, Лотман, Ю.М., 2002
  • Предательство интеллектуалов - 978-5-91603-024-2 - Бенда Ж. - 2009 - Челябинск: Социум - https://ibooks.ru/bookshelf/350894 - 350894 - iBOOKS

Авторы

  • Зенкин Сергей Николаевич
  • Иванова Анастасия Сергеевна