• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Шекспир и мировая литература

Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 42

Программа дисциплины

Аннотация

“Шекспир и мировая литература” предлагает студентам не только более близкое знакомство с творчеством великого драматурга и литературой елизаветинской Англии, но и занятия компаративными и интермедиальными исследованиями литературы, возможность видеть, как шекспировские приёмы и мотивы проявляются и работают в кажущимися далёких и не связанных с Шекспиром контекстах: визуальное искусство, кинематограф, музыка. В этом курсе студентам предлагается обсуждать комедии, трагедии и истории Шекспира, контекстуализируемые в самых важных аспектах творчества драматурга. В ходе семинаров студентам предлагается работа с художественными и научными текстами на русском и на английском языках. По окончании курса студент получит не только лучшее знакомство с творчеством великого драматурга и поэтикой его произведений, но и улучшит навыки компаративного анализа и сумеет лучше распознавать шекспировские кон- и интертексты мировой литературы и культуры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Шекспир и мировая литература» является осмысление центральности фигуры Шекспира для мировой литературы и “всемирной отзывчивости” на него. Наряду с этим целью курса является ознакомление студентов с репрезентативной выборкой наиболее значимых произведений английского драматурга и относящейся к ним литературной критикой. В ходе курса студента приобретают навыки анализа литературных текстов и научаются понимать принципы компаративного анализа произведений мировой литературы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент имеет представление о жизни и творчестве Шекспира и понимает аспекты рецепции английского драматурга в английской и мировой литературе
  • Студент владеет пониманием круга шекспироведческих проблем, связанных с его жизнью и творчеством.
  • Студент ориентируется в названиях и проблематике трагедий, комедий и исторических драм У. Шекспира
  • Студент имеет представление о техниках работы Шекспира с материалом греко-римской античности
  • Студент владеет навыками чтения и литературоведческого анализа произведений Шекспира разных жанров
  • Студент понимает и может дискутировать на темы, связанные с Шекспиром и развитием поставленных им вопросов и проблем в мировой литературе
  • Студент владеет навыками компаративного анализа и умеет концептуализировать шекспировские темы в различных литературных произведениях и иных видах искусства
  • Студент владеет пониманием трансформаций творчества Шекспира от ранних пьес до позднего периода творчества
  • Студент имеет представление об исторической эпохе елизаветинской Англии и знает её основные вехи
  • Студент понимает особенности шекспировской характерологии и способен анализировать специфику трагических и комических героев Шекспира, наряду с художественным претворением исторических фигур английской истории
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Шекспир и мировая литература
  • Как читать Шекспира?
  • Поэтики Шекспира: тексты и контексты
  • Язык(и) пьес Шекспира
  • Шекспир и античность
  • Шекспир, Шоу и апроприации комического
  • Шекспир, Вальтер Скотт и апроприации исторического
  • Шекспир: зрители, читатели и критики
  • Почему Шекспира открыли романтики?
  • Шекспир никогда не заканчивается: мировая литература и Шекспир
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинарская работа
    Семинарская работа предполагает активное участие студента в работе на каждом семинаре: ответы на вопросы преподавателя, академическое взаимодействие с коллегами и проявление инициативы во время обсуждения круга семинарских вопросов. Альтернативная форма получения оценки состоит в представлении презентации по обсуждаемому художественному тексту или по научной статье. Оценка
  • неблокирующий Промежуточный тест
    Итоговый тест представляет собой тест из 20 вопросов с вариантами ответа. Вопросы теста разработаны на основе пройденного лекционного и семинарского материала. Время выполнения – 15-20 минут. Во время написания теста не разрешается пользоваться студенческими конспектами или дополнительными материалами. Нарушение этого правила эквивалентно оценке «0». Данный элемент контроля не предполагает пересдачи, однако для студентов, пропустивших элемент контроля по уважительной причине, предусматривается возможность повторной его сдачи до окончания сессии. Процедура пересдачи и критерии оценивания аналогичны применяемым при первом проведении этого элемента контроля.
  • неблокирующий Итоговый тест
    Итоговый тест представляет собой тест из 30 вопросов с вариантами ответа. Задания для теста разработаны на основе пройденного лекционного и семинарского материала. Время выполнения – 25-30 минут. Во время написания теста не разрешается пользоваться студенческими конспектами или дополнительными материалами. Нарушение этого правила эквивалентно оценке «0». Данный элемент контроля не предполагает пересдачи, однако для студентов, пропустивших элемент контроля по уважительной причине, предусматривается возможность повторной его сдачи до окончания сессии. Процедура пересдачи и критерии оценивания аналогичны применяемым при первом проведении этого элемента контроля.
  • неблокирующий Итоговая работа
    для выполнения итоговой работы студенту предлагается 3 трека: 1) академический 2) практический 3) библиографический проект. В 1 треке студенту предлагается написать итоговую письменную работу на самостоятельно сформулированную тему по курсу «Шекспир и мировая литература». Тема должна быть непосредственно связана с фигурой английского драматурга и предполагать компаративный анализ. Письменная работа должна предполагать исследовательский компонент и соответствовать нормам академического стиля. Написание работы и её сдача осуществляются онлайн, посредством SmartLMS, в установленный срок. Просрочка сдачи работы ведёт к снижению оценки, в соответствии с правилом «-1 балл за каждый день просрочки». Во 2 треке студенту предлагается осуществить практическую работу на протяжении всего курса. Практическая работа может иметь разные формы и предполагать разную степень участия. Например, студент может участвовать в создании и работе телеграмм-канала, создавая контент, посвящённый Шекспиру и шекспироведению: об экранизациях и театральных постановках Шекспира, шекспировских темах в изобразительном искусстве, о Шекспир и музыке и т.д. Также практический трек может предполагать создание новых и пополнение уже существующих страниц в портале «Шекспир» в русской Википедии или иных посещаемых интернет-ресурсах. В рамках третьего трека студентам предоставляется возможность провести глубокое исследование выбранной темы в области шекспироведения, которое завершится созданием аннотированной библиографии. Эта работа предполагает самостоятельный поиск, анализ и систематизацию научных исследований, статей, монографий и других ресурсов, тесно связанных с выбранной тематикой. В ходе курса студенты будут: - Определять ключевые работы, авторов и исследования, которые оказали значительное влияние на развитие выбранной темы. - Анализировать и критически оценивать каждый источник, определять его вклад в общее понимание темы. - Создавать подробные аннотации для каждого источника, включая краткое содержание, оценку значимости работы и её вклад в контекст избранной темы. - Организовывать и форматировать библиографию в соответствии с требованиями академического стандарта цитирования. Студенты могут заниматься составлением библиографии самостоятельно или в группах, не превышающих 3 человека. Библиография может включать в себя исследования на любых европейских языках (остальные языки – если это диктует особая необходимость). Итогом работы будет мини-презентация результатов своего библиографического проекта каждым студентом или группой студентов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.2 * Итоговая работа + 0.25 * Итоговый тест + 0.15 * Промежуточный тест + 0.2 * Семинарская работа + 0.2 * Семинарская работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Пимонов, В. Загадка Гамлета / В. Пимонов, Е. Славутин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 188 с. — ISBN 978-5-9765-3988-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/113214 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Пимонов, В. Поэтика театральности в творчестве Шекспира : монография / В. Пимонов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ФЛИНТА, 2020. — 250 с. — ISBN 978-5-9765-3762-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/139555 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Погребная, Я. В. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение : учебное пособие / Я. В. Погребная. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 311 с. — ISBN 978-5-9765-1059-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115878 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Рябова, А. А. Кристофер Марло и русская литература : монография / А. А. Рябова. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 430 с. — ISBN 978-5-9765-2145-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/70451 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.