Бакалавриат
2023/2024
Проектный семинар
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Бизнес-информатика)
Направление:
38.03.05. Бизнес-информатика
Где читается:
Факультет менеджмента (Пермь)
Когда читается:
3-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина предназначена для студентов ОП «Бизнес-информатика» 2021 года набора.
Проектный семинар (2021-2022 учебный год): В рамках изучения первой части дисциплины студенты получат навыки разработки программной системы по этапам жизненного цикла, оттачивая навыки анализа входных/выходных данных, проектирования алгоритмов, разработки приложений, тестирования, а также по написанию технической документации.
Проектный семинар (2022-2023 учебный год): В рамках изучения второй части дисциплины студенты получат знания и навыки в выявлении и формировании требований к разрабатываемой программной системе, а также научатся представлять требования в более формализованном виде для разработчиков, чем простой текст – в виде диаграмм UML. Данные навыки пригодятся в дальнейшей работе над реальными проектами в ИТ-компаниях, на реальных проектах.
Проектный семинар (2023-2024 учебный год): Agile-трансформация становится одним из ключевых трендов в управлении проектами и продуктами. Ключевой целью изучения дисциплины является формирование у студентов устойчивых профессиональных компетенций в вопросах выбора технологий управления и оценке применения принципов Agile-философии в деятельности продуктовых и проектных команд. В рамках освоения дисциплины студенты формируют понимание о целесообразности применения гибких технологий управления в компании, осваивают гибкие фреймворки и agile-практики, изучают методы и показатели оценки эффективности использования Agile-технологий в бизнесе, определяют принципы организации работы гибких команд и характеризуют условия для непрерывного развития таких команд. Студенты также формируют представление о гибридных подходах к управлению проектами и продуктами, что позволяет комплексно и системно анализировать организационную среду и принимать решения, основываясь на основных положениях эмпирического управления.
Цель освоения дисциплины
- получить навыки в составлении технического задания к программной системе (в рамках изучения первой части дисциплины);
- научиться составлять алгоритмы к функциям программной системы (в рамках изучения первой части дисциплины);
- получить навыки разработки консольного приложения или приложения Windows Forms (C#) (в рамках изучения первой части дисциплины);
- научиться тестировать функциональность разработанной программной системы (в рамках изучения первой части дисциплины);
- получить навыки анализа и формализации требований к информационной системе (в рамках изучения второй части дисциплины);
- научиться строить диаграммы вариантов использования, активности, последовательности и классов в нотации UML (в рамках изучения второй части дисциплины);
Планируемые результаты обучения
- уметь применять модульное тестирование при разработке программного обеспечения
- Уметь проектировать приложения на основе Windows Forms
- выполняет анализ исходных данных и результата задачи; разрабатывает алгоритм решения задачи и записывает его в виде блок-схемы; разрабатывает алгоритм решения задачи и записывает его в виде программы на языке программирования высокого уровня с использованием основных операторов (присваивание, условие, циклы); разрабатывает тесты к программе с использованием критериев черного и белого ящиков; оформляет отчет по результатам выполнения лабораторной работы.
- Студент способен описывать функциональные требования к программной системе.
- Студент способен сформулировать нефункциональные требования к программной системе
- Умеет разрабатывать техническое задание.
- Владеет навыками самостоятельной разработки (проектирования), кодирования, отладки, тестирования и документирования консольных программ
- Умеет разрабатывать прикладные программы (консольные приложения) с помощью получаемых в процессе изучения дисциплины знаний
- Умеет применять ручное тестирование
- Студент способен преобразовать алгоритм из одной формы в другую. Студент может успешно анализировать и понимать блок-схемы.
- Умеет формировать сценарии приёмки
- отличать UML от других нотаций для моделирования систем;
- различать направленность различных типов диаграмм UML;
- выявлять требования к разрабатываемому программному обеспечению;
- использовать диаграмму вариантов использования по назначению;
- объяснять и аргументировать выбранные связи актёров и прецедентов;
- использовать диаграмму активности по назначению;
- объяснять и аргументировать используемые блоки и переходы на диаграмме;
- использовать диаграмму последовательности по назначению;
- использовать диаграмму классов по назначению;
- Студент способен организовать работу команды по принципам гибких методологий
- Студент способен применять инструменты управления артефактами и событиями гибких методологий.
- Студент обосновывает варианты гибридизации технологий управления проектами и продуктами.
- Студент определяет и характеризует организационные условия, в которых применяются классические и гибкие технологии управления проектами
Содержание учебной дисциплины
- Этап 1. Техническое задание на разработку системы (по ГОСТ 34.602-89)
- Этап 2. Проектирование системы. Блок-схемы алгоритмов
- Этап 3. Разработка приложения
- Этап 4. Тестирование приложения
- Раздел 1. Введение
- Раздел 2. Анализ, выявление и проектирование требований
- Раздел 3. Диаграмма вариантов использования
- Раздел 4. Диаграмма активности (деятельности)
- Раздел 5. Диаграмма последовательности
- Раздел 6. Диаграмма классов
- Технологии управления проектами.
- Гибкие методологии управления проектами и продуктами.
- Гибридные технологии управления проектами и продуктами
Элементы контроля
- Техническое заданиеОбязательно должны присутствовать разделы: 1. Общие сведения 2. Назначение и цели создания системы 3. Требования к системе: - функциональные (от вашего руководителя); - нефункциональные (выбрать 2 любых категории - напр. к архитектуре и персоналу - см. слайд 6 в презентации). 4. Сценарии приёмки (минимум 3).
- Блок-схемы
- Приложениеитоговая оценка за дисципліну выставляется по накопленной
- ТестированиеВыполнить тестирование вашего приложения. Составить две таблицы (см. примеры): 1. Описание возможных исходов. Для всех реализованных в программе функциональных требований описать: ожидаемое поведение (Normal Flow), альтернативное поведение (Error Flow), возможные исключения (Exception Flow). 2. Список сценариев тестирования.
- ТестыПроведение тестов по изучению каждого раздела
- ПроектыВыполнение проектов: 1. Анализ и выявление требований к реализуемой системе. 2. Построение диаграммы вариантов использования. 3. Построение диаграмм активности. 4. Проектирование диаграмм последовательности. 5. Проектирование диаграммы классов.
- ПосещаемостьОценивается посещаемость студентов, не учитывая дни отсутствия по уважительной причине (наличие справки или другого документа, регламентируемого правилами НИУ ВШЭ).
- Контрольный тестТест включает в себя 20 тестовых вопросов по программе дисциплины.
- Анализ лучших практикЛучшие практики – кейсы, конкретные примеры проектов или компаний, достигших успеха в исследуемой проблемной области (в нашем случае проблемной областью выступает применение гибридных технологий управления в деятельности проектных и продуктовых). Суть лучшей практики сводится к тому, что в любой деятельности существует оптимальный способ достижения цели, и этот способ, оказавшийся эффективным в одном месте, может оказаться столь же эффективным и в другом.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.25 * Блок-схемы + 0.35 * Приложение + 0.15 * Тестирование + 0.25 * Техническое задание
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.1 * Посещаемость + 0.6 * Проекты + 0.3 * Тесты
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.5 * Анализ лучших практик + 0.5 * Контрольный тест
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- ASP.NET Core : разработка приложений MVC, Docker, Azure, Visual Studio, C#, JavaScript, TypeScript и Entity, Чамберс, Дж., 2018
- C#. Алгоритмы и структуры данных : учеб. пособие, Тюкачёв, Н. А., 2018
- Learning UML 2.0, Miles, R., 2006
- Maximini, D. (2018). The Scrum Culture : Introducing Agile Methods in Organizations (Vol. Second edition). Cham: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1741933
- Project Management Institute. (2021). A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® Guide) – Seventh Edition and The Standard for Project Management (ENGLISH): Vol. Seventh edition. Project Management Institute.
- Vanderjack, B. (2015). The Agile Edge : Managing Projects Effectively Using Agile Scrum (Vol. First edition). New York: Business Expert Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1051103
- Буч, Г. Язык UML. Руководство пользователя : руководство / Г. Буч, Д. Рамбо, И. Якобсон. — Москва : ДМК Пресс, 2008. — 496 с. — ISBN 5-94074-334-X. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/1246 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Маглинец, Ю. А. Анализ требований к автоматизированным информационным системам : учебное пособие / Ю. А. Маглинец. — 2-е изд. — Москва : ИНТУИТ, 2016. — 191 с. — ISBN 978-5-94774-865-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100567 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Применение UML 2.0 и шаблонов проектирования : введение в объектно - ориентированный анализ, проектирование и итеративную разработку : пер. с англ., Ларман, К., 2019
- Разработка требований к программному обеспечению : пер. с англ., Вигерс, К., 2019
- Розенберг, Д. Применение объектного моделирования с использованием UML и анализ прецедентов : руководство / Д. Розенберг, К. Скотт. — Москва : ДМК Пресс, 2007. — 160 с. — ISBN 5-94074-050-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/1226 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Тестирование и отладка программ для профессионалов будущих и настоящих, Плаксин М.А., 2007
- Чамберс Джеймс, Пэкетт Дэвид, Тиммс Саймон - ASP.NET Core. Разработка приложений - 978-5-496-03071-7 - Санкт-Петербург: Питер - 2018 - 356722 - https://ibooks.ru/bookshelf/356722/reading - iBOOKS
- Язык UML, руководство пользователя, пер. с англ. А. А. Слинкина, 2-е изд., стер., 432 с., Буч, Г., Рамбо, Д., Джекобсон, А., 2004
Рекомендуемая дополнительная литература
- Chonoles, M. J., & Schardt, J. A. (2003). UML 2 For Dummies. New York: For Dummies. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=100930
- Measey, P. (2015). Agile Foundations : Principles, Practices and Frameworks. London: BCS, The Chartered Institute for IT. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=821933
- Stellman, A., & Greene, J. (2014). Learning Agile : Understanding Scrum, XP, Lean, and Kanban: Vol. First edition. O’Reilly Media.
- UML, пер. с англ. под общ. ред. С. Орлова, 2-е изд., 736 с., Буч, Г., Якобсон, А., Рамбо, Д., 2006
- Жизненный цикл информационной системы : метод. пособие по выполнению практ. работы, Викентьева О.Л., 2008
- Основы объектного программирования на С#(C# 3.0, Visual Studio 2008) : учеб. пособие, Биллиг, В. А., 2012
- Пугачев С., Шериев А., Кичинский К. - Разработка приложений для Windows 8 на языке C# - 978-5-9775-0846-9 - Санкт-Петербург: БХВ-Петербург - 2013 - 333694 - https://ibooks.ru/bookshelf/333694/reading - iBOOKS
- Теория графов, теория кодирования и блок-схемы, Камерон, П., 1980
- Язык UML : руководство пользователя, Буч, Г., 2007