Бакалавриат
2023/2024





Языковая политика
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Фундаментальная и прикладная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Где читается:
Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород)
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Гронская Наталья Эдуардовна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
22
Программа дисциплины
Аннотация
Освоение дисциплины «Языковая политика» предполагает формирование у студентов целостного представления о сферах взаимодействия и взаимовлияния языка и политики, о современных принципах и методах языковой политики и языкового планирования и развитие способности к комплексному анализу конкретных лингвополитических кейсов в различных странах и регионах.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Языковая политика» являются формирование у студентов целостного представления о сферах взаимодействия и взаимовлияния языка и политики, о современных принципах и методах языковой политики и языкового планирования и развитие способности к комплексному анализу конкретных лингвополитических кейсов в различных странах и регионах. Задачи курса – знакомство с основами языковой политики и языкового планирования, социолингвистический анализ языковых ситуаций и планирование возможных мер по урегулированию языковых конфликтов, а также рассмотрение и критический анализ актуальной языковой ситуации в РФ и в мире.
Планируемые результаты обучения
- знает, анализирает и умеет применять правовые основы языковой политики России и ряда зарубежных государств; имеет навыки моделирования типов языковой политики в зависимости от внешних и внутренних факторов
- понимает и умеет анализировать исторических особенностях социолингвистического развития российского государства в контексте истории миграции народов в границах Российской империи, Советского Союза и современной России
- использует различные теории для анализа современной языковой ситуации в зависимости от характера и задач проводимого анализа; • имеет навыки критического мышления, уверенно формулирует самостоятельную позицию, проводит сравнительный анализ подходов и концепций и т.п., имеет навыки в исследовательской практике.
- умеет анализировать актуальные ситуации и прогнозировать развитие социолингвистических ситуаций; • имеет навыки моделирования типов языковой политики в зависимости от внешних и внутренних факторов
Содержание учебной дисциплины
- Понятие языковой политики.
- История языковой политики в России.
- Проблемы регулирования взаимоотношений языков
- Глобализация с лингвистической точки зрения.
Элементы контроля
- Терминологический тестТест на знание терминологического аппарата
- Языковая политикаРассуждения на выбранную тему, посвященную проблеме языковой политики региона РФ.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 3 модульИтоговая оценка за курс «Языковая политика» складывается из суммы оценок за промежуточное тестирование, эссе, активность на семинарских занятиях и экзамен. Успешное освоение программы - 8 баллов. Оценка 9 баллов (70%+) и 10 баллов (80%+) могут быть получены при посещаемости 100%, где ‘+’ - это полноценный и верный ответ на семинаре. Коэффициенты для каждой оценки обозначены в формуле ниже. Общая оценка = 0,2 х тест + 0,2 х эссе + 0,2 х активность + 0,4 х экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Социолингвистика и социология языка, хрестоматия, сост. Н. Б. Вахтин, Е. В. Головко, при участии В. Б. Гулиды, К. С. Федоровой ; пер. с англ. под общ. ред. Н. Б. Вахтина ; отв. ред. Н. Б. Вахтин, 588 с., , 2012
Рекомендуемая дополнительная литература
- Социолингвистика, учебное пособие, 215 с., Пиневич, Е. В., Стародубцев, В. Ф., 2011