Бакалавриат
2023/2024
Научно-исследовательский семинар «Теория и практика межличностной коммуникации»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Иностранные языки и межкультурная бизнес-коммуникация)
Направление:
45.03.02. Лингвистика
Кто читает:
Департамент английского языка
Где читается:
Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород)
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Курьян Мария Львовна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящен осмыслению сущности межличностной коммуникации, ее моделей, функций и особенностей. Основной теоретической целью является формирование у обучаемых представления о межличностной коммуникации как об отдельном научном поле исследования, с учетом междисциплинарных влияний (прагматики, психологии, межкультурной коммуникации и др.). Что касается практической направленности, данный курс поможет развить навыки эффективной межличностной коммуникации, повысит осознанность при выборе тех или иных средств межличностного взаимодействия, улучшит восприятие культурного многообразия общения. Работа как с русскоязычными, так и англоязычными материалами позволит всесторонне проанализировать процесс межличностной коммуникации и получить исследовательский опыт при ее изучении.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов представлений о межличностной коммуникации, ее содержании и специфике.
- Знакомство учащихся с основными понятиями теории межличностной коммуникации и подходами к ее изучению.
- Развитие спосообности анализировать и критически оценивать ситуации межличностного взаимодействия.
- Совершенствование коммуникативной компетенции учащихся.
Планируемые результаты обучения
- Описывает коммуникацию и ее виды; выделяет межличностную коммуникацию как отдельный вид коммуникации; обозначает историю ее развития и основные междисциплинарные влияния.
- Оценивает эффективность вербального поведения с точки зрения его стратегической направленности; аргументирует следование стратегиям позитивной/ негативной вежливости.
- Иллюстрирует с опорой на теории межличностной коммуникации влияние характеристик участников общения на протекание коммуникативного акта.
- Характеризует виды и специфику кодов и каналов межличностной коммуникации; сравнивает процессы декодирования, находящиеся под влиянием разнообразных коммуникативных условий.
- Анализирует типы обратной связи; противопоставляет физические и психологические аспекты коммуникативного поля; подвергает критическому анализу существующие типологии коммуникативных барьеров.
- Классифицирует модели коммуникативного акта; объясняет их содержание; выбирает актуальную модель межличностного взаимодействия.
- Создает "невербальный" коммуникативный портрет. Составляет "словарную статью" для кинемы молодежной коммуникации.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в дисциплину Межличностная коммуникация (Interpersonal Communication).
- Модели коммуникации.
- Роль коммуникантов в коммуникативном акте.
- Код, Канал, Декодирование как компоненты коммуникативного акта.
- Обратная связь, Коммуникативное поле, Шум как составляющие коммуникативного акта.
- Стратегический характер межличностной коммуникации: вербальные стратегии.
- Стратегический характер межличностной коммуникации: невербальные стратегии.
Элементы контроля
- Письменные проверочные работыПисьменные проверочные работы включают тестовые задания на проверку степени изученности темы: термины, теорию, понимание основных понятий.
- Устные ответыУстные ответы включают собеседование с преподавателем по материалам пройденной темы; кроссворды и викторины, выполняемые на занятии.
- Групповая/ проектная работаДанный тип контроля включает в себя ролевую игру; групповую презентацию по теме исследования; проект.
- Итоговое эссе-рефлексияИтоговое эссе призвано ответить на вопросы, каким образом информация, полученная на курсе, повлияла на восприятие себя в межличностной коммуникации? восприятие другого? на стратегическое выстраивание межличностного взаимодействия?
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.25 * Групповая/ проектная работа + 0.3 * Итоговое эссе-рефлексия + 0.25 * Письменные проверочные работы + 0.2 * Устные ответы
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Коноваленко, М. Ю. Теория коммуникации : учебник для вузов / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 415 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00428-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510671 (дата обращения: 27.08.2024).
- Шарков Ф.И. - Коммуникология: основы теории коммуникации - Дашков и К - 2020 - ISBN: 978-5-394-03544-9 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=358540
- Шарков, Ф. И. Коммуникология: основы теории коммуникации : учебник / Ф. И. Шарков. — Москва : Дашков и К, 2021. — 488 с. — ISBN 978-5-394-04366-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/229379 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Lane, S. D. (2016). Interpersonal Communication : Competence and Contexts (Vol. Second edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1259028
- Solomon, Denise, and Jennifer Theiss. Interpersonal Communication : Putting Theory into Practice, Routledge, 2013. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1101332.
- Кулинич, М. А. Теория и практика межкультурной коммуникации : учебное пособие / М. А. Кулинич, О. А. Кострова. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2017. — 248 с. — ISBN 978-5-9765-2823-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/92713 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.