Бакалавриат
2023/2024





Русский язык как иностранный
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Где читается:
Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород)
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Грушко Ксения Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
34
Программа дисциплины
Аннотация
Русский язык как иностранный (РКИ или РкИ) — один из разделов лингводидактики (научно-практической области педагогической деятельности, занимающейся обучением людей естественным языкам), который занимается изучением русского языка с целью разработки методов, методик, технологий его описания для преподавания носителям других, а именно иностранных языков. В рамках курса студенты знакомятся с основными теоретическими положениями и практическими рекомендациями, разрабатываемыми в теории и практике обучения РКИ.
Цель освоения дисциплины
- Целью данной учебной дисциплины является формирование компетенций в области преподавания русского языка иностранцам. В задачи курса входит рассмотрение объекта и предмета дисциплины «Русский как иностранный», рассмотрение лингвистических и психологических основ обучения иноязычной речевой деятельности.
Планируемые результаты обучения
- Знает основные учебно-методические комплексы по русскому языку для иностранцев, умеет выбрать пособие в соответствии с уровнем и потребностями иностранных учащихся.
- Организует групповую деятельность по созданию и проведению урока РКИ, применяет полученные знания в практической деятельности при проведении урока РКИ (моделируемого или реального)
- Оценивает языковой материал с точки зрения его потенциальной конфликтности, осознает культурные различия, умеет предотвращать ситуации, в которых возможны столкновения по этническим вопросам
- Подготавливает конспект урока РКИ, проводит семинарские занятия в группах различного уровня подготовки, способен провести учебную экскурсию. Умеет производить оценку письменной и устной работы иностранца в соответствии с требованиями к уровням освоения языка
- Умеет анализировать и применять на уроке учебные пособия по РКИ, работать с государственными программами и стандартами
- Умеет отбирать в соответствии с целями урока задания, связанные со следующими видами речевой деятельности: чтение, аудирование, письмо, говорение. Имеет навыки составления заданий
- Умеет подготовить и адаптировать текст на русском языке к аудиторной работе. Имеет навык составления заданий на основе исходного текста
- Умеет создавать контрольные задания по русскому языку, знаком с рейтерскими таблицами
- Умеет составлять тестовые задания закрытого типа для А1, владеет навыком подготовки и проведения диктанта
Содержание учебной дисциплины
- Понятие «Русский язык как иностранный». Содержание курса РКИ. Цели обучения. Принципы обучения РКИ.
- Государственные стандарты в области РКИ. Сертификационные уровни в рамках РКИ.
- Обучающая и контролирующая сторона учебного процесса. Проблема оценки. Методическая база контроля.
- Программы обучения РКИ в зависимости от уровня. Общая характеристика учебных пособий.
- Проблема формирования навыков и умений как основа обучения видам речевой деятельности. Рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности.
- Культурологический и страноведческий материал в учебном процессе. Принципы его отбора и организации. Понятие лингвострановедческого комментария, его типы.
- Урок в системе РКИ. Цели, задачи, методика подготовки. Составление примерных уроков по определенной теме. Роль преподавателя на уроке.
- Текст как особый объект лингвострановедческого и культурологического анализа.
- Общая характеристика типичных лексических и грамматических ошибок.
- Подготовка материалов тестового и свободного контроля.
Элементы контроля
- разработка фрагмента учебного материаларазработка фрагмента урока по выбранной теме, защита проекта
- тест (в классе)вопросы со множественным выбором ответов
- экзаменпроведение фрагмента урока (1 учебный час) в группе инофонов
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 3 модуль0.3 * разработка фрагмента учебного материала + 0.3 * тест (в классе) + 0.4 * экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Абрамова, М. В. Русский язык как иностранный. Педагогика. Практикум : учебное пособие для вузов / М. В. Абрамова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 181 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-06779-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442107 (дата обращения: 28.08.2023).
- Земская Е.А. - Русский язык как иностранный. Русская разговорная речь. Лингвистический анализ и проблемы обучения - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 240с. - ISBN: 978-5-89349-635-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/85965
- Рогачева Е.Н. - Русский как иностранный. Вводно-грамматический курс: Базовый уровень - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 364с. - ISBN: 978-5-9765-3474-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/102638
- Рогачева Е.Н., Фролова О.А. - Русский как иностранный. Тесты и контрольные работы: Базовый уровень владения языком - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 167с. - ISBN: 978-5-9765-3471-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/102639
- Русский язык как иностранный : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Д. Афанасьева [и др.] ; под редакцией Н. Д. Афанасьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 350 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00357-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433171 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Русский язык как иностранный. Лингвострановедение и развитие речи : учеб. пособие / О.В. Чернышенко, Е.В. Огрызко, И.В. Нефёдов ; под общ. ред. Д.Н. Зарубиной. — Москва : РИОР ; ИНФРА-М, 2017. — 87 с. — https://doi.org/10.12737/textbook_58f89287ca7916.49085985. - ISBN 978-5-369-01687-9 (РИОР); ISBN 978-5-16-105716-2 (ИНФРА-М, online). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/894645
- Современный русский язык : Лексикология, фонетика, морфология, учебное пособие, 3-е изд., 408 с., Галкина-Федорук, Е. М., Горшкова, К. В., Шанский, Н. М., 2009
- Современный русский язык : Синтаксис, учебное пособие, 2-е изд., 199 с., Галкина-Федорук, Е. М., Горшкова, К. В., Шанский, Н. М., 2009
- Современный русский язык, учебник, под. ред. Л. Р. Дускаевой, 352 с., , 2014