• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Типичное и нетипичное развитие

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 1 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Курс делится на три части. В рамках первой части курса речь пойдёт о нетипичном развитии в раннем периоде жизни, которое может сказаться и на качестве жизни человека во взрослом возрасте. Будет дана базовая классификация аномалий развития, на которую опираются современные практикующие патопсихологи в своей работе, предложенная В.В. Лебединским. Будут рассмотрены такие формы аномалий развития как психическое недоразвитие, задержка психического развития, повреждённое развитие, дефицитарное развитие, искажённое развитие, а также дисгармоничное развитие. Кроме того, отдельно будут разбираться трудности научения (например, трудности при усвоении чтения, счёта). Вторая часть курса будет связана, наоборот, с особенностями позднего возраста. Будет продемонстрировано, что в рамках современного научного понимания принято считать, что головной мозг пожилого человека гораздо эффективней, чем считалось раннее; будут развенчаны некоторые мифы о старении. В третьей части курса будет дан экскурс в понятие "инклюзия", как в нашей стране, так и за рубежом, будет раскрыта суть этого понятия, рассмотрены вариации её осуществления.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с вариациями атипичного развития, которые могут также влиять на качество жизни во взрослом возрасте, а также с формами нормального и патологического старения.
  • Сформировать представления у студентов о возможностях организации образовательного процесса для категорий с особыми образовательными потребностями (представления об инклюзии).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формирование у студентов понимания причинно-следственной связи относительно происхождений аномалий развития.
  • Формирование у студентов представления об основных формах аномалий развития.
  • Формирование у студентов представления об основных формах расстройств научения.
  • Формирование у студентов представления о старении, а также о его патологических формах.
  • Формирование у студентов представления о возможностях обучения в позднем возрасте, развитие критического мышления относительно нейропластичности во взрослом и позднем возрасте.
  • Сформированное понимание у студентов сущности инклюзивного образования, а также социальной инклюзии и основных подходов к их формированию
  • Развитие у обучающихся способностей релевантно идентифицировать ключевые цели, задачи и функции инклюзивного образования как базового фактора благоприятного психосоциального самочувствия нетипичных лиц
  • Проектирование знаний у обучающихся об основных принципах реализации инклюзивного обучения и социализации нетипичных лиц , а также оптимальных условиях их применения в ходе психологического развития нетипичных индивидов
  • Сформированное гносеологическое представление студентов об основных академических и социально-психологических трудностях обучающихся с различными видами нетипичности, обусловленной наличием явной или латентной инвалидности и / или ОВЗ
  • Созданный у студентов на профессионально-компетентностном уровне психосоциальный портрет личности нетипичного индивида, находящегося в условиях инклюзивного образования и социальной инклюзии
  • Развитие у обучающихся рефлексии относительно компенсаторных перспектив и потенциала нетипичных лиц для преодоления существующих у них трудностей экстернального либо интернального характера
  • Развитие теоретико- прикладного понимания студентов о дружественной образовательной среде как базовом предикторе становления психосоциального благополучия личности нетипичного обучающегося
  • Формирование у студентов коммуникативно-интерактивных умений и навыков становления диалога с нетипичными лицами на основе соблюдения этических правил инклюзивной культуры общения
  • Конструирование способностей обучающихся грамотно понимать ключевые условия, актуальные для формирования социальной агентности самих нетипичных лиц в ходе выстраивания их социально-образовательных отношений с инклюзивным сообществом
  • Проектирование представлений о обучающихся о технологической специфике реализации социальной инклюзии в целом и инклюзивного образовательного процесса в частности в отношении нетипичных лиц
  • Развитие у студентов релевантного осмысления особенностей применения различных технологий инклюзивной деятельности на вариативных этапах возрастного онтогенеза личности нетипичных индивидов
  • Создание у студентов базового уровня практико-ориентированных навыков апробации различных групп технологий инклюзивного образования и социальной инклюзии нетипичных индивидов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Аномалии развития: введение, основной терминологический аппарат
  • Классификация аномалий развития
  • Расстройства научения
  • Нормальное и патологическое старение
  • Мифы о старении
  • Роль инклюзивного образования и социальной инклюзии в психологическом развитии нетипичных лиц.
  • Особые социально- образовательные потребности нетипичных лиц в рамках инклюзии и способы их удовлетворения.
  • Основные предикторы становления благоприятной психосоциальной траектории развития личности нетипичных лиц в условиях инклюзии.
  • Ключевые технологии реализации инклюзивного обучения и воспитания нетипичных лиц в современном социуме
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание 1: Подготовить презентацию в Power Point по одной из прочитанных статей из Материалов по теме “Расстройства научения” (изложение проведённой авторами работы) Домашнее задание 2: Самостоятельно найти в интернете факты, подтверждающие, что нейрогенез продолжается вплоть до самого позднего возраста (доказывающие, что способности пожилых людей к обучению гораздо выше, чем принято считать в социуме)
  • неблокирующий Эссе
    Поднять какую-либо тему, связанную с аномалиями развития, старением, инклюзией, которая не обсуждается в рамках курса, и описать её при помощи научных источников (тема, которая интересует студента; на первой неделе преподавания курса может быть согласована с преподавателями)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 1st module
    0.3 * Активность + 0.3 * Домашнее задание + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Корсакова, Н. К.  Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика младших школьников : учебное пособие для вузов / Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Е. Ю. Балашова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 136 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09134-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513581 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Нарушение психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для вузов, Лебединский, В. В., 2004
  • Сахарова, Т. Н. Геронтопсихология : учебник / Т. Н. Сахарова, Е. Г. Уманская, Н. А. Цветкова , под редакцией Т. Н. Сахаровой. — 2-е изд., доп. — Москва : МПГУ, 2018. — 352 с. — ISBN 978-5-4263-0636-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/122347 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Фуряева, Т. В.  Социальная инклюзия : учебное пособие для вузов / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 189 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07465-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516725 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Корсакова, Н. К.  Геронтопсихология. Нейропсихологический синдром нормального старения : учебное пособие для вузов / Н. К. Корсакова, И. Ф. Рощина, Е. Ю. Балашова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 81 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15027-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520385 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Нагорная, А. В. Социальная инклюзия: Нерешенные проблемы и новые вызовы. Social Inclusion: Unresolved Issnes and Challenges : учебник / А. В. Нагорная. — Москва : ФЛИНТА, 2021. — 288 с. — ISBN 978-5-9765-4442-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/181854 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Практическая нейропсихология : помощь неуспевающим школьникам: нарушения обучения, поведения; дисграфия; дислексия; коррекция СДВГ; трудности общения; эмоциональные расстройства, Глозман, Ж. М., 2010
  • Психиатрия детского возраста : учебное пособие : в 2 частях / С. В. Гречаный, А. Б. Ильичев, В. В. Поздняк [и др.]. — Санкт-Петербург : СПбГПМУ, 2020 — Часть 1 — 2020. — 80 с. — ISBN 978-5-907184-95-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/174520 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Психиатрия детского возраста : учебное пособие : в 2 частях / С. В. Гречаный, А. Б. Ильичев, В. В. Поздняк [и др.]. — Санкт-Петербург : СПбГПМУ, 2020 — Часть 2 : Психиатрия детского возраста — 2020. — 72 с. — ISBN 978-5-907184-96-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/174521 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Шалом Ксения Владимировна
  • Петракова Анастасия Владимировна