2023/2024
Современное образование: подходы и практики
Статус:
Майнор
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Анчиков Константин Михайлович,
Крякин Евгений Николаевич,
Обухов Алексей Сергеевич,
Овакимян Елена Вячеславовна,
Сенина Наталья Андреевна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Майнор разработан для тех, кто рассматривает возможность стать современным преподавателем или просто хочет получить универсальный навык эффективно передавать свои знания другим людям, инициировать и сопровождать их обучение и развитие. Подобно тому как выдающийся спортсмен не всегда становится хорошим тренером, отличных знаний в своей профессии недостаточно, чтобы быть преподавателем. Это особенно очевидно сейчас, когда благодаря развитию интернета, знания в самых разных областях стали доступны как никогда, и на первый план выходит обладание навыком помощи в их освоении. Наш майнор познакомит вас с современными методами и технологиями обучения, принципами дизайна учебных курсов, особенностями передачи знаний людям разных возрастов и лучшими практиками преподавания, использующимися в России и за рубежом от детского сада до вуза. В конечном итоге вы сможете уверенно войти в любую аудиторию в качестве педагога или преподавателя, основать свой образовательный стартап. И вы сможете применять современные цифровые инструменты и технологии в образовательной практике с учетом целей и содержания образования, возраста и индивидуальных особенностей обучающихся. По итогам майнора студенты будут иметь льготы при поступлении на программу магистратуры «Педагогическое образование». Образование сегодня во многом определеяет будущее - завтра каждого из нас и всех вместе. При этом образование - как оно организовано, какое содержание в себе несет, во многом пришло из прошлого. Что такое "современное образованеи"? Чему оно должно отвечать? Как из прошлого в настоящем опережать будущее? Какие подходы и практики в образовании передовые? Каково будущее образования? Над этими вопросами будет вестись дискуссия на курсе с опорой на актуальные исследования, разработки и практики образования. Курс выстроен "сверху вниз": от высшего образования к детскому саду - по всем ступеням образования. Особое внимание уделяется цифровизации образования с учетом уровня образования - возможностям и ограничениям цифровых средств обучения. Лекции ведутся исследователями и разработчиками современных подходов и технологий в образовании, руководителями образовательных организаций различных ступеней образования - как встреча с новыми горизонтами образования "от первого лица". На семинарских занятиях будут на себе применяться различные подходы и технологии образования, применяемые в различных педагогических системах. Это позволит студентам пережить вариативные технологии обучения на себе, в пробном действии.
Цель освоения дисциплины
- Формирование представления о всех элементах системы образования. Ознакомление с современными образовательными технологиями.
Планируемые результаты обучения
- Готовы использовать основные цифровые инструменты для проектирования занятий
- Называют задачи и сложности организации обучения в основной школе. Анализируют системы образования в основной школе в зависимости от педагогической системы и национальной системы образования
- Особенности организации игры как основы образовательной деятельности в дошкольном учреждении
- Оценка задания по критериям
- Представляют и различают модели организации обучения в старшей школе. Анализируют различные модели организации старшей школы в зависимости от педагогической системы и национальной системы образования
- Различные системы образования: авторские, национальные
- Сравнение некоторых педагогических систем одного временного периода, но в разных странах
- Студенты знакомы со структурой курса, готовы к выполнению заданий.
- Студенты имеют представление о развитии системы высшего образования. Переход на Болонскую систему. Перспективы развития
- Студенты перечисляют основные признаки дошкольного образования как части системы образования
- Студенты называют основные этапы истории развития системы дополнительного образования. Перечисляют основные компоненты современной системы дополнительного образования
- Студенты представляют свое итоговое задание (разработанное занятие) в соответсвии с представленными критериями.
Содержание учебной дисциплины
- Вводная лекция. Представление программы
- Актуальные проблемы развития систем высшего образования. Включение как ступени высшего образования аспирантуры
- Про цифровые инструменты и цифровую дидактику в высшем образовании
- Старшая школа: современные модели. Лицей ВШЭ – логика развития
- Средняя школа
- Общее, высшее образование
- Международные системы образования
- Начальная школа
- Дошкольное образование
- Дополнительное образование
- Тренинг по коммуникации
- Современные методики обучения.
- Образ учителя в современной культуре
- Современные методики обучения
- Об образовании в современном мире
- Об образовании в исторической логике развития
- Итоговое занятие
Элементы контроля
- Текущие заданияПример текущего задания в рамках курса. По итогам прочтения книг «Флаги на башнях» и «Воспитание свободой» заполните таблицу. Обратите внимание, что ответы должны подкрепляться двумя-тремя примерами из книг: конкретными цитатами или кратким описанием. Еще раз внимательно прочитайте критерии оценивания данного задания. Весомым вкладом в оценку является своевременное выполнение задания, а значит — готовность к семинару. По итогам обсуждения в ходе семинара необходимо будет представить письменный ответ на вопрос, эссе (время на ответ 20‒25 минут). Оценивание работы на семинаре и эссе идет в зачет общей оценки за это задание. «Флаги на башнях» А.С. Макаренко «Воспитание свободой» А. Нилл Опишите систему управления детских коллективов в представленных произведениях. Какие правила существовали в коллективах? Реконструируйте «идеального учителя / педагога», по мнению авторов. Приведите 2‒3 примера. Опишите «идеального ученика / воспитанника», по мнению авторов. Приведите 2‒3 примера. Напишите, какие приемы воспитания описывают в своих книгах авторы (приведите не менее трех примеров). В чем, по мнению авторов книг, основной ресурс развития ребенка? Если это возможно, проиллюстрируйте свой ответ примером из книги. Критерии оценивания работы на семинаре (с учетом эссе). Критерий Описание Баллы Представлены развернутые ответы на вопросы в таблице и приведены соответствующие примеры На все вопросы даны развернутые ответы с примерами Представлены ответы, не подкрепленные конкретными примерами из книг Представлены ответы на менее чем три вопроса 3 балла 2 балл 0 баллов Участие в семинаре Студент высказал свое аргументированное мнение не менее чем по двум вопросам Студент, по оценкам группы, был активен в групповой работе, но в общем обсуждении не принимал участие. Студент не проявлял активности в работе семинара 3 балла 2 балл 0 баллов Итоговое эссе По итогам обсуждения студент представил письменный ответ на вопрос «Какие методы (способы) воспитания применимы сегодня, и вы готовы их использовать в своей работе педагогом», подкрепленный цитатами из произведений, личным опытом во время семинара Представлен ответ на вопрос, но не представлены цитаты или личный опыт студента во время семинара Представлен ответ без дополнительной аргументации Работа не выполнена 4 балла 2 балла 1 балл 0 баллов
- Итоговое заданиеНеобходимо спланировать и провести занятие для студентов на любую тему с применением рассмотренных на семинарах образовательных технологий с помощью цифровых инструментов. Занятие проводится в паре. Каждой паре на раскрытие своей темы отводится не более 20 минут.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.5 * Итоговое задание + 0.25 * Текущие задания + 0.25 * Текущие задания
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Высшее образование в цифровую эпоху - 978-5-7598-1518-1 - Боуэн Уильям Г. - 2018 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/362057 - 362057 - iBOOKS
- Косарецкий Сергей Геннадьевич, Куприянов Борис Викторович, & Филиппова Дарья Сергеевна. (2016). Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте проживания. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.92B5C45C
- Образование: Очень краткое введение - 978-5-7598-1323-1 - Томас Г. - 2016 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/353006 - 353006 - iBOOKS
- Педагогика : педагогические теории, системы, технологии : учеб. для высш. и сред. учеб. заведений, Котова, И. Б., 1999
Рекомендуемая дополнительная литература
- Ловушки преподавания - 978-5-7598-1520-4 - Коэн Д.К. - 2017 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/362068 - 362068 - iBOOKS