2023/2024![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Современные теории обучения
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Когда читается:
4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках данной дисциплины студенты знакомятся с существующими теориями обучения, учатся оперировать основными понятиями, характерными для той или иной теории обучения, осмыслять учебные ситуации в контексте теорий обучения и предлагать решения учебных кейсов, используя понятия теорий обучения
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студентов магистратуры представление об основных теориях обучения и научить использовать относящиеся к данным теориям понятия при интерпретации исследований и учебных ситуаций.
Планируемые результаты обучения
- Иметь представление об основных понятиях различных теорий обучения (бихевиоризма, конструктивизма, теории социального научения, теории обработки информации, теории когнитивной нагрузки, коннективизма и др.)
- Обосновывать решения, предлагаемые для тех или иных учебных ситуаций, руководствуясь различными теориями обучения
- Объяснять суть понятий “обучение” и “теория”
- Оперировать понятиями, относящимися к различным теориям обучения, описывая те или иные учебные ситуации, в том числе при осмыслении собственной или чужой образовательной траектории
- Интерпретировать результаты исследований, использующих в качестве теоретической рамки различные теории обучения
Содержание учебной дисциплины
- Понятие обучения. Функции теорий обучения. Подтверждение и опровержений теорий обучения исследованиями.
- Бихевиористские концепции обучения
- Конструктивизм как теория обучения и педагогический подход
- Когнитивистские концепции обучения
- Социально-когнитивная теория Бандуры. Концепция саморегулируемого обучения Циммермана.
- Концепция коннективизма и ее статус среди теорий обучения
Элементы контроля
- Проведение когнитивной лабораторииКогнитивная лаборатория - это способ проведения качественного исследования, благодаря которому мы можем апробировать то или иное разработанное задание и понять, как его можно доработать для разных целей.
- Презентация идеи образовательного продукта на основе результатов научного исследованияПитчинг идеи образовательного продукта, разработанной на основе результатов научного исследования, перед потенциальными инвесторами
- Автоэтнографическое эссеАвтоэтнография – исследовательский метод, включающий исследование и проблематизацию собственного опыта.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.4 * Автоэтнографическое эссе + 0.3 * Презентация идеи образовательного продукта на основе результатов научного исследования + 0.3 * Проведение когнитивной лаборатории
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Dale H. Schunk. (2013). Learning Theories: Pearson New International Edition : An Educational Perspective. Pearson.
- Сетевые сообщества и обучение, Патаракин, Е. Д., 2006
- Теории научения, Хегенхан, Б., 2004
Рекомендуемая дополнительная литература
- Costley, J. (2021). How role-taking in a group-work setting affects the relationship between the amount of collaboration and germane cognitive load. International Journal of Educational Technology in Higher Education ; Volume 18, Issue 1 ; ISSN 2365-9440. https://doi.org/10.1186/s41239-021-00259-w