• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Правовые системы стран Запада: континентальная традиция права

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс направлен на углубленное изучение магистрантами отечественного и зарубежных подходов к правовому регулированию общественных отношений для более глубокого осмысления, критики и улучшения действующего права.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • магистранты овладеют основными источниками и институтами конституционного, частного, уголовного и процессуального права Германии, Франции, Англии и США, а также приемами их сравнения и критической оценки
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • корректно использует юридическую терминологию, описывающую западную традицию права и правовую систему
  • корректно определяет компоненты правовой системы и владеет типологией (классификацией) правовых систем
  • корректно определяет предмет, цели и методы правоведения, посвященного западной традиции права
  • корректно определяет структуру органов правосудия и виды юридической профессии в Франции
  • корректно определяет первичные и вторичные формы права, необходимые для решения правовых споров по праву Франции
  • корректно использует приемы толкования нормативно-правовых актов и анализа судебных дел для решения правовых споров по праву Франции
  • корректно использует юридическую терминологию в сфере конституционного, частного, уголовного и процессуального права Франции
  • корректно определяет структуру органов правосудия и виды юридической профессии в ФРГ
  • корректно определяет первичные и вторичные формы права, необходимые для решения правовых споров по праву ФРГ
  • корректно использует приемы толкования нормативно-правовых актов и анализа судебных дел для решения правовых споров по праву ФРГ
  • корректно использует юридическую терминологию в сфере конституционного, частного, уголовного и процессуального права ФРГ
  • корректно определяет структуру органов правосудия и виды юридической профессии в Англии
  • корректно определяет первичные и вторичные формы права, необходимые для решения правовых споров по праву Англии
  • корректно использует приемы толкования нормативно-правовых актов и анализа судебных дел для решения правовых споров по праву Англии
  • корректно использует юридическую терминологию в сфере конституционного, частного, уголовного и процессуального права Англии
  • корректно определяет структуру органов правосудия и виды юридической профессии в США
  • корректно определяет первичные и вторичные формы права, необходимые для решения правовых споров по праву США
  • корректно использует приемы толкования нормативно-правовых актов и анализа судебных дел для решения правовых споров по праву США
  • корректно использует юридическую терминологию в сфере конституционного, частного, уголовного и процессуального права США
  • корректно определяет первичные и вторичные источники гражданского права, необходимые для решения частноправовых споров по праву изученных романо-германских юрисдикций
  • корректно использует приемы толкования нормативно-правовых актов и анализа судебных дел для решения частноправовых споров по праву изученных романо-германских юрисдикций
  • корректно использует юридическую терминологию в сфере гражданского и торгового права праву изученных романо-германских юрисдикций
  • корректно определяет предмет, критерии и актуальный метод сравнения основных западных правовых систем и их характерных институтов, а также использует ключевые понятия дисциплины сравнительного правоведения
  • корректно использует основные аргументы ведения дискуссии о сближении (конвергенции) западных правовых систем и о потенциальном универсальном значении их правовых ценностей и моделей
  • корректно использует критерии оценки и критики основных моделей конституционного, частного, уголовного и процессуального права с позиции общего и романо-германского права
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в изучение правовых систем западной традиции права
  • Тема 2. Правовая система Французской республики.
  • Тема 3. Правовая система Федеративной республики Германии.
  • Тема 4. Рецепция гражданского права в странах романо-германской правовой семьи.
  • Тема 5. Правовая система Англии и Уэльса.
  • Тема 6. Правовая система Соединенных Штатов Америки.
  • Тема 7. Сравнение и сближение моделей романо-германского и общего права.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность в учебном процессе
    Активность на семинарах заключается в оценивании по собственному внутреннему убеждению преподавателем работы студента на семинарских занятиях по курсу. Преподавателю следует оценить при ответе студента знание им лекционного материала, основной и дополнительной рекомендуемой литературы, различных научных точек зрения по рассматриваемой проблеме, правоприменительной практики, сложившейся по тому или иному вопросу. В этом случае только присутствие на семинарском занятии (без ответа) не дает оценки.
  • неблокирующий Реферат
    Реферат пишется на предложенную преподавателем тему или студент самостоятельно формулирует тему, которая должна быть одобрена преподавателем. Не допускается представлять реферат в виде сокращённого текста статьи (работы) другого автора. В реферате обозначается: - проблема, поставленная в изучаемой литературе; - решение данной проблемы в науке и судебной практике; - собственное видение студента по решению данной проблемы
  • неблокирующий Анализ ведущего судебного решения (прецедента)
    Письменная работа заключается в анализе одного из ведущих судебных решений (прецедентов) по принятым в изучаемых юрисдикциях методологическим и методическим правилам. Чаще всего, стандартная схема анализа судебных решений включает ответы на следующие вопросы: а) каковы значимые обстоятельства (факты) для принятия решения? б) в чем заключается правовой вопрос или вопросы дела? в) какими юридическими правилами пользовался суд для решения дела? г) каким образом он применил эти правила? д) какое решение принял суд?
  • неблокирующий Устный опрос (экзамен)
    Экзамен проводится офлайн в форме устного собеседования (опроса) по материалам курса по двум вопросам билета, указанным в программе учебной дисциплины, и согласно действующему Положению об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов НИУ «Высшая школа экономики». Экзамен может быть проведен онлайн на платформе Яндекс Телемост (https://telemost.yandex.ru), если руководство НИУ ВШЭ примет решение о невозможности провести устное собеседование офлайн из-за эпидемиологической обстановки и иных веских причин. В таком случае к экзамену необходимо подключиться за 5 (пять) минут до начала, чтобы протестировать работу системы, видео и звука. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Яндекс Телемост. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно расписанию (подключиться к видеоконференции по предоставленной учебным офисом ссылке), указать свои ФИО при подключении, во время экзамена включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено выключать камеру и микрофон, а также пользоваться ресурсами сети Интернет и иными материалами (за исключением программы учебной дисциплины). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее одной минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи (включая, помимо прочего, отключение видео или звука) в течение одной минуты и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. Пересдача проводится в устной форме.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.1 * Активность в учебном процессе + 0.1 * Анализ ведущего судебного решения (прецедента) + 0.1 * Реферат + 0.7 * Устный опрос (экзамен)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Principles of French law, Bell, J., 2009
  • Введение в немецкое право, Жалинский, А. Э., 2001
  • Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. Т.1: Основы, Цвайгерт, К., 2000
  • Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. Т.2: Договор. Неосновательное обогащение. Деликт, Цвайгерт, К., 2000
  • История европейского права, Аннерс, Э., 1994
  • Общая теория права, Бержель, Ж.-Л., 2000
  • Право и правовая система Великобритании : учеб. пособие, Романов, А. К., 2014
  • Сравнительное правоведение в схемах: Общая и Особенная части : учеб.-практ. пособие, Осакве, К., 2002
  • Сравнительное частное право : в 2 т.: т. 1 - 2 : Основы; Договор. Неосновательное обогащение. Деликт, Цвайгерт, К., 2011
  • Учебник пандектного права. Т.1: Общая часть, Виндшейд, Б., 1874

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Adages et maximes du droit francais, Hilaire, J., 2015
  • An introduction to German law, Robbers, G., 2012
  • Cases and materials on the English legal system, Zander, M., 2003
  • Comparative law in the courtroom and classroom : the story of the last thirty-five years, Markesinis, B., 2004
  • Elgar encyclopedia of comparative law, , 2012
  • English legal system, Wilson, S., 2014
  • French law : a comparative approach, Steiner, E., 2012
  • Sourcebook on German Law, Youngs, R., 1998
  • The Supreme Court, Baum, L., 2013
  • The U.S. Supreme Court : a very short introduction, Greenhouse, L., 2012
  • История кодификации гражданского права, Пахман, С. В., 2004
  • Современное немецкое уголовное право, Жалинский, А. Э., 2006
  • Французская правовая система: теоретический анализ : моногр., Захарова, М. В., 2015
  • Экономический анализ права. Т.1: ., Познер, Р. А., 2004

Авторы

  • Полдников Дмитрий Юрьевич
  • Сабинин Дмитрий Денисович