2023/2024
Научно-исследовательский семинар "Институты литературы в России XIX века"
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Школа филологических наук
Когда читается:
1-3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Семинар посвящен обсуждению взаимоотношений литературы, общества и государства на материале истории русской литературы 1800–1880-х годов. В центре нашего внимания – разные формы самоорганизации участников литературного поля (кружки, общественные объединения, издательские предприятия и т.д.), различные аспекты “литературного быта”, а также многообразные типы отношений между литературными сообществами и государством (принципы устройства цензурных ведомств и их взаимодействие с авторами и издателями, политическое и идеологическое измерение литературных и публицистических текстов и пр.). В рамках НИСа предполагается знакомство с классическими и новейшими работами по социологии литературы, институциональной и экономической истории литературы, истории идеологии. При этом мы планируем уделять внимание и собственно анализу литературных текстов, и пристальной работе с историко-литературным материалом, в том числе не изучающимися в рамках общих курсов произведениями русских писателей и архивными источниками по истории литературных обществ и цензуры.
Цель освоения дисциплины
- Знает основные журналы XIX века, знаком со списком ключевых сотрудников, ориентируется в историко-литературном процессе XIX века
- Знаком с исследовательской литературой, касающейся разнообразных проблем бытования толстого журнала, знаком с филологическими и междисциплинарными методами анализа текста, понимает специфику работы с журнальными публикациями
- Владеет навыками создания собственного исследования по избранной теме в рамках общей проблематики семинара; владеет навыками публичной презентации и обсуждения работы на семинаре, участия в научной дискуссии
Планируемые результаты обучения
- Студент знает основные журналы XIX века, знаком со списком ключевых сотрудников. Студент ориентируется в историко-литературном процессе XIX в. и понимает различия между изданиями начала века, 1840-х гг., “мрачного семилетия”, 1860-х, 1870-х с последующим переходам к более быстрым по сравнению с толстыми журналами форматам медиа.
- Студент знает и может объяснить, как обстоятельства создания, чтения, распространения, публикации текстов влияют на их содержание и формальные особенности.
- Студент умеет работать с нехудожественными архивными текстами, анализировать официальные документы, связанные с работой Цензурного комитета, а также переписку между редакторами и сотрудниками, редакторами и цензорами.
- Студент знаком с исследовательской литературой, касающейся разнообразных проблем бытования толстого журнала: издательское дело, цензура, привлечение подписчиков, привлечение сотрудников, экономические вопросы
- Студент владеет навыками самостоятельного конспектирования и реферирования научных статей, связанных с темами НИСа. Студент владеет навыками создания собственного исследования по избранной теме в рамках общей проблематики семинара; владеет навыками публичной презентации и обсуждения работы на семинаре, участия в научной дискуссии.
Содержание учебной дисциплины
- Репутация журналистики в XIX веке. Отношения с авторами, подписчиками и другими изданиями.
- Проблема единства журнала. Художественный текст в журнале
- Толстые журналы и цензура. Роль редактора при решении внешних проблем издания.
- Экономика толстого журнала
- Обсуждение хода работы над курсовыми проектами. Сообщения студентов, дискуссии. Доклады студентов по темам курсовых работ.
Элементы контроля
- Аудиторная работаОценивается активность на семинарах
- Обоснование темыОбоснование темы ВКР
- Доклад по теме курсовой
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 3 модуль0.15 * Аудиторная работа + 0.3 * Аудиторная работа + 0.15 * Аудиторная работа + 0.25 * Доклад по теме курсовой + 0.15 * Обоснование темы
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Bojanowska, E. M., Brooks, J., Lounsbery, A., Miller, R. F., Rebecchini, D., Stone, J., … Росси, Л. (2016). Reading in Russia. France, Europe: Ledizioni. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F3DB8512
- Достоевский-экономист. Очерки по социологии литературы : пер. с итал., Карпи, Г., 2012
- Зыкова, Г. В. История русской литературной критики XVIII-XIX веков : учебное пособие для академического бакалавриата / Г. В. Зыкова, В. А. Недзвецкий. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 270 с. — (Бакалавр и магистр. Модуль). — ISBN 978-5-534-08055-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433210 (дата обращения: 28.08.2023).
- Классика, скандал, Булгарин... : статьи и материалы по социологии и истории русской литературы, Рейтблат, А. И., 2020
- От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы, Рейтблат, А. И., 2009
- Розанов, В. В. Литературные заметки <Ал. Котович. Духовная цензура в России 1799— 1855 гг.> / В. В. Розанов. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 2 с. — ISBN 978-5-507-10956-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/7753 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Тынянов, Ю. Н. История литературы. Поэтика. Избранные труды / Ю. Н. Тынянов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 353 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08758-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513891 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Рейтблат, А. И. (2016). Письменная литература в России в XIX веке, ее социокультурные функции и читатели. France, Europe: Ledizioni. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.73C9E5E9