2023/2024
Религиоведческие исследования: история, теория, поле
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Когда читается:
1-4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
80
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар ориентирован на приобщение студентов к проектной работе над проблемами религиоведения, истории религий, антропологии религии и других неотъемлемых областей Religious Studies. Введение в современный контекст знания о религии осуществляется с помощью фундаментального исторического экскурса, описывающего развитие методов изучения религии с конца XVIII в. до сегодняшнего дня. При преимущественном внимании к западноевропейской традиции важное место в курсе занимает изучение религиозных аспектов русской мысли, а также экскурс в индийскую религиозную мысль.Курс уделяет детальное внимание методике и практике полевых исследований, проводимых в рамках выездных экспедиций. Рассказывает о методах вхождения в поле, специфике коммуникации с религиозными сообществами в условиях открытых и закрытых религиозных групп и этических дилеммах полевой работы. Данная часть курса, отчасти, выполняет роль подготовки к изучению религиозных сообществ в условиях полевых экспедиций, в том числе, организуемых НИУ ВШЭ в рамках проекта «Открываем Россию заново». Также в фокусе курса подготовка студентов к практико-ориентированному экспертному религиоведению, востребованному сегодня на внутреннем и внешнем рынке. Существуют налаженные деловые контакты с Общецерковной аспирантурой и докторантурой Русской православной церкви, Духовным управлением мусульман РФ, Фондом исследований исламской культуры, Институтом философии РАН, Ассоциацией российских религиоведческих центров, Русским религиоведческим обществом, Центром исследований и экспертиз “ЭТНА”, Центром профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных учреждениях РФ (МПГУ) и другими экспертными центрами.Результатом работы студентов в НИСе должны стать отчуждаемые продукты, в качестве которых могут выступать отчеты о полевых исследованиях, аналитические обзоры проведенных тематических конференций или журнальных публикаций, ревью или переводы отдельных статей, библиографические обзоры по отдельным темам, которые помещаются в информационном банке НИС и могут использоваться другими студентами, специализирующимися в области религиоведения.Результаты работы студентов оцениваются, и в каждом семестре за нее выставляется экзаменационная оценка. В первом полугодии оценка складывается из трех совокупных, выставленных тремя преподавателями, работающими в 1 и 2 модулях. Вес каждой — 33% от общей. Оценка может быть выставлена автоматически, по результатам текущей работы студента и выполнения отдельного задания. Задание должно быть зачтено, как минимум, одним из трех преподавателей семестра. Для желающих повысить накопленную оценку, предусмотрен устный экзамен и база вопросов по всему курсу (первой части). Тематическое содержание занятий определяется с учетом изменяющегося состава групп НИС на 2, 3 и 4 курсах, а также с учетом тем курсовых работ. Те студенты, которые пишут КР или ВКР по тематике НИСа, могут проходить их предварительное обсуждение на методических семинарах НИГа, организующего НИС.
Цель освоения дисциплины
- 1) Дать общее представление о существующих сегодня типах религиоведческих исследований, направлениях исследований в современных российских и зарубежных Religious Studies;
- 2) Познакомить студентов с некоторыми этапами развития религиоведческих исследований, а также современными научными и общественными проблемами, делающими религиоведческие исследования актуальными на сегодняшний день;
- 3) Познакомить студентов с существующими подходами к решению религиоведческих задач;
- 4) Способствовать развитию (а) навыков самостоятельного критического мышления, (б) привычки к рефлексии о фундаментальных проблемах религиоведения и (в) способности обнаруживать неочевидные мировоззренческие вопросы, связанные с религиями и религиозностью, и предлагать возможные ответы на них.
Планируемые результаты обучения
- Базовые навыки написания научных текстов. Знания об особенностях содержания, структуры и стиля научных текстов. Знание правил редактирования и оформления научных текстов
- Понимание сходства и отличия идей всеединства у Чаадаева и В, Соловьева
- Владеет навыками структурирования и оформления научных текстов; представления результатов научной деятельности;
- Иметь опыт системного анализа, корректной интерпретации научных текстов, проведения исторических параллелей и самостоятельной постановки исследовательских задач.
- Навыки системного анализа, корректной интерпретации научных текстов, проведения исторических параллелей и самостоятельной постановки исследовательских задач.
- Студенты имеют общие представления о специфике индуизма как конгломерата разнообразных религиозных традиций и его влиянии на современную жизнь.
- выделять ключевые направления современного религиоведения и давать им общую характеристику
- отличать религиоведческие проблемы от теологических
- Давать определение "квазирелигиозности" и "квазирелигии"
- уметь организовывать полевые исследования в рамках решения религиоведческих задач
- уметь определять специфические особенности переводов религиозных текстов, преследуя задачу передачи максимально точного значения переводимых терминов
- корректно пользоваться базовым религиоведческим категориальным аппаратом
- критически анализировать религиозную аргументацию
- уметь оценивать социальный капитал, императивы социального действия тех или иных религиозных сообществ
- опрелять основные требования к религиоведческой экспертизе
- • Студент умеет работать с научными информационными источниками, осуществляя реферирование, рецензирование научных текстов.
- определять основные этапы развития русской религиозной культуры XIX-XXI веков
- умеет определять основы веры сикхов, священную литературу, предпосылки происхождения сикхизма
- владеть навыком понимания методологического базиса религиоведческих исследований
- владеть спецификой трех современных подходов к религии: религия как заповедный объект, нуждающийся в охране; религия как музейный объект, нуждающийся в консервации; религия как сад, нуждающийся в уходе со стороны государства. Понимать специфику лоббизма религиозных организаций в академической сфере.
- владеть различением академического восприятия религии как совокупности вероучительных текстов и философских текстов на тему религии и практико-управленческого восприятия религии как динамично меняющейся реальности: религиозные организации, религиозные деятели, государственно-конфессиональные отношения.
- корректно пользоваться базовым религиоведческим категориальным аппаратом отличать религиоведческие проблемы от теологических уметь определять специфические особенности переводов религиозных текстов, преследуя задачу передачи максимально точного значения переводимых терминов
- уметь организовывать полевые исследования с учетом специфики в рамках решения религиоведческих задач
- Понимание идей христианского единства, их особенности и генезис
- Понимание специфики экуменического движения, знание авторов, оказавших наибольшее влияние на его развитие
- Знание специфики современных движений нью-эйдж и их влияние на общество
- Умение пользоваться инструментами для написания научных текстов
Содержание учебной дисциплины
- Религия, теология, общество
- Единство философских и религиозных экзистенциальных вопрошаний (исток мира, смысл смерти, место человека в мире). Религиозно-мифологический дофилософский (образный, транслируемый в традиции) ответ на них
- Типология религий и многообразие религиозного опыта
- Представления о квазирелигиозности
- Православная церковь и религиозный кризис общества в XIX в.
- Русское сектантство в XX и XXI веке
- Рецепция Святым Престолом русской культуры XIX-XXI: осмысление и диалог
- Основные дихотомии в науке о религии и религиоведение после М. Элиаде.
- Развитие полевых исследований в религиоведении
- Незападная рефлексия религии: анализ индийского кейса
Элементы контроля
- Активность
- Устный опросЭкзамен проходит в устной форме и представляет собой опрос студента по тем или иным заранее объявленным вопросам
- Доклад
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль1 * Доклад
- 2023/2024 учебный год 4 модульИтоговая оценка (проставляемая в ведомость) = 0.5 * Оэкзаменационная + 0.5 *Онакопленная, Где Онакопленная =0.5*Участие в кросс-опроссе (активность на семинарах) + 0.5*Оценка за итоговую работу
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Mauss, M., Parry, J. P., Bloch, M., & Guyer, J. I. (2015). The Gift : Expanded Edition. Chicago: HAU. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1891862
- Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 178 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07280-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516732 (дата обращения: 27.08.2024).
- Введение в общее религиоведение : учебник, Яблоков, И. Н., 2001
- Дневник писателя : избранные страницы, Достоевский, Ф. М., 1989
- Индуизм. Джайнизм. Сикхизм : словарь, Алаев, Л. Б., 1996
- История русской философии, Зеньковский, В. В., 2001
- История русской философии, Лосский, Н.О., 1994
- Об общественном договоре : трактаты, Руссо, Ж.-Ж., 1998
- Религиоведение : учебник для академического бакалавриата, , 2019
- Религия и власть в России : религиозные и квазирелигиозные доктрины как способ легитимизации политической власти в России, Андреева, Л. А., 2001
- Священная завеса: элементы социологической теории религии, Бергер, П., 2019
- Священное : об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным, Отто, Р., 2008
- Священное и мирское, Элиаде, М., 2012
- Секс и вытеснение в обществе дикарей, Малиновский, Б., 2011
- Социология религии : учеб. пособие для вузов, Гараджа, В. И., 2005
- Толстой, Л.Н. Архангел Гавриил [Электронный ресурс] / Л.Н. Толстой. - Москва : Инфра-М, 2015. - 2 с. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/504848
- Хлыст : секты, литература и революция, Эткинд, А., 2019
- Элиаде, М. Словарь религий, обрядов и верований : словарь / М. Элиаде, И. Кулиано , перевод с французского Н. Зубкова [и др.]. — Москва : Академический Проект, 2019. — 382 с. — ISBN 978-5-8291-2345-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133303 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Беляева, У. П. Толстовство как религиозно-этический феномен отечественной культуры: теория и практика : монография / У. П. Беляева. — Липецк : Липецкий ГПУ, 2021. — 180 с. — ISBN 978-5-907335-90-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/228596 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Брейтман, А. С. Культурология и религиоведение : учебное пособие / А. С. Брейтман. — Хабаровск : ДВГУПС, 2018. — 159 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/179339 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Введение в буддизм; Опыт запредельного, Торчинов, Е. А., 2022
- Емельянов, Б. В. Русская философия XVIII века : учебник для вузов / Б. В. Емельянов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 428 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00161-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512585 (дата обращения: 27.08.2024).
- Иохельсон, В. И. Олекменские скопцы: Историко-бытовой очерк / В. И. Иохельсон. — Санкт-Петербург : Лань, 2014. — 13 с. — ISBN 978-5-507-40868-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/52712 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Кальнев, М. Новохлысты Кубанской области [Электронный ресурс] / М. Кальнев. - Киев: Тип. С. В. Кульженко, 1896. - 21 с. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/356658