2023/2024
Научно-исследовательский семинар "Русская поэзия"
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Школа филологических наук
Когда читается:
1-4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
68
Программа дисциплины
Аннотация
Научно–исследовательский семинар «Русская поэзия» проводится для студентов 2-4 курсов бакалаврской программы «Филология». В ходе семинара студенты осваивают основные методы академического исследования главным образом на материале поэтических текстов XVIII-ХХI веков; у студентов формируются представления о закономерностях литературного процесса и их неразрывной связи с историческим контекстом и социо-культурной ситуацией; приобретаются основные технические навыки литературоведческого исследования: библиографических и иных разысканий, цитирования, работы с источниками, справочниками, оформления работы и др. На базовых принципах создания текста академического характера студенты пишут собственное научное исследование (прежде всего – курсовую работы и ВКР). На семинарах разбираются важнейшие для направления исследования образцы научных работ, анализируются поэтические тексты, студенты выступают с докладами по результатам собственных исследований.
Цель освоения дисциплины
- Целями научно-исследовательского семинара «Русская поэзия» являются: • овладение студентами основными методами академического исследования главным образом на материале поэтических текстов; • освоение навыков историко-литературного исследования художественного текста; • формирование у студентов представлений о закономерностях литературного процесса и их неразрывной связи с историческим контекстом и социо-культурной ситуацией; • освоение студентами основных технических навыков литературоведческого исследования: библиографических и иных разысканий, цитирования, работы с источниками, справочниками, оформления работы и др.; • освоение базовых принципов создания текста академического характера (в данном случае – курсовой работы и ВКР); • развитие навыков академического письма, подготовка текста курсовой работы и ВКР. • развитие у студентов практических навыков планирования, проведения и презентации самостоятельных научных исследований. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - Основные принципы комментирования художественного текста; - Основные методики анализа поэтического текста (историко-литературное комментирование, анализ поэтики и стилистики, стиховедческий анализ); - Базовые этапы развития и основные имена русской литературы.; - Основной круг библиографических источников; - Основные принципы создания письменного текста академического характера (или научного исследования); Уметь: - Создавать самостоятельное научное исследование; - Выявлять в художественном тексте фрагменты, подлежащие комментированию; - Составлять библиографические описания, искать библиографическую информацию, ориентироваться в библиографической информации. Владеть: - Навыком написания текста академического характера; - Навыком библиографического поиска и описания печатных и электронных изданий; - Навыком публичной презентации и обсуждения работы на семинаре, участия в научной дискуссии.
- • овладение студентами основными методами академического исследования главным образом на материале поэтических текстов; • освоение навыков историко-литературного исследования художественного текста; • формирование у студентов представлений о закономерностях литературного процесса и их неразрывной связи с историческим контекстом и социо-культурной ситуацией; • освоение студентами основных технических навыков литературоведческого исследования: библиографических и иных разысканий, цитирования, работы с источниками, справочниками, оформления работы и др.; • освоение базовых принципов создания текста академического характера (в данном случае – курсовой работы и ВКР); • развитие навыков академического письма, подготовка текста курсовой работы и ВКР. • развитие у студентов практических навыков планирования, проведения и презентации самостоятельных научных исследований. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - Основные принципы комментирования художественного текста; - Основные методики анализа поэтического текста (историко-литературное комментирование, анализ поэтики и стилистики, стиховедческий анализ); - Базовые этапы развития и основные имена русской литературы.; - Основной круг библиографических источников; - Основные принципы создания письменного текста академического характера (или научного исследования); Уметь: - Создавать самостоятельное научное исследование; - Выявлять в художественном тексте фрагменты, подлежащие комментированию; - Составлять библиографические описания, искать библиографическую информацию, ориентироваться в библиографической информации. Владеть: - Навыком написания текста академического характера; - Навыком библиографического поиска и описания печатных и электронных изданий; - Навыком самостоятельного конспектирования и реферирования научных статей, связанных с основной темой курсовой работы; - Навыком публичной презентации и обсуждения работы на семинаре, участия в научной дискуссии.
Планируемые результаты обучения
- Анализировать текст произведения в контексте русской поэтической традиции
- Опираясь на библиографические разыскания формулировать основные результаты и наблюдения предшественников. На основе анализа и интерпретации текста представлять собственное исследование.
- Отбирать необходимую литературу, готовить предварительные материалы к курсовой работе.
- Соотносить знание о традиции с исследованием поэзии середины ХХ века, проводить интерпретацию текста с опорой на исторический контекст.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в изучение русской поэзии XVIII-XIX веков. Исторический и литературный контекст. Основные события и имена
- Основные направления и тенденции поэзии 1890-1921
- Советская поэзия 1920-1950-х
- Основные тенденции и направления поэзии 1950-1980-х
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- История русской литературы "серебряного века" : учебник для бакалавров, Мескин, В. А., 2014
- История русской литературы конца XIX - начала XX века : учебник для вузов, Соколов, А. Г., 2000
- Красовский, В. Е. Русская литература : учебник для академического бакалавриата / В. Е. Красовский, А. В. Леденев ; под общей редакцией В. Е. Красовского. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 650 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10656-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/430987 (дата обращения: 28.08.2023).
- Львов-Рогачевский, В. Л. Новейшая русская литература [взгляд из 1924 г. ] / В. Л. Львов-Рогачевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 390 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08829-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/426594 (дата обращения: 28.08.2023).
- Пастернак и современники : биография, диалоги, параллели, прочтения, Поливанов, К. М., 2006
- Русская литература в вопросах и ответах в 2 т. Том 2. XX век : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. И. Романова [и др.] ; под редакцией Г. И. Романовой. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 232 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07770-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434640 (дата обращения: 28.08.2023).
- Русская литература и культура XIX века. : учебное пособие / Н. Н. Акимова, Е. И. Анненкова, Ю. В. Балакшина [и др.] ; под ред. Н. Н. Акимовой. — Москва : КноРус, 2016. — 397 с. — ISBN 978-5-406-04136-9. — URL: https://book.ru/book/917524 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
- Соколов, А. Г. Русская литература конца XIX - начала XX века : учебник для среднего профессионального образования / А. Г. Соколов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 501 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-6305-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/426514 (дата обращения: 28.08.2023).
- Суматохина, Л. В. О Некрасовских образах в стихотворении Б. Л. Пастернака 'Ненастье' [Электронный ресурс] / Л. В. Суматохина // Проблемы современного филологического образования. межвузовский сборник научных статей. Памяти профессора А. П. Окуневой / Под ред. профессора С. А. Леонова. Выпуск 3. - Москва - Ярославль : МГПУ - РЕМДЕР, 2002. - С. 100 - 104. - Режим доступа: http://znanium.com/
- Фортунатов, Н. М. Русская литература последней трети XIX века : учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова ; под редакцией Н. М. Фортунатова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 310 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10666-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431053 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
- История русской литературы XVIII века. Практикум : учеб. пособие для вузов, Травников, С. Н., 2004
- Поэт и проза : книга о Пастернаке, Фатеева, Н. А., 2003
- Поэтика Пастернака : инварианты, структуры, интертексты, Жолковский, А. К., 2011