2023/2024![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Политическая повседневность России второй половины XIX – начала XX в.
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Школа исторических наук
Когда читается:
4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящен повседневным практикам представителей власти и оппозиции в России второй половины XIX – XX вв. В этой связи будет поднят целый ряд вопросов, позволяющих охарактеризовать политический режим изучаемого периода. Как принимались политические решения в самодержавной России? Что представляла собой бюрократия на рубеже XIX – XX вв.? Каков был стиль и ритм работы чиновничества разных ведомств и различного статуса? Какова была роль императора и его семьи в политической системе империи? Кто в итоге определял направление развития страны? Т. е. в центре внимания – «политическая кухня» России изучаемого периода.
Политическая жизнь империи разворачивалась не только в правительственных канцеляриях, но и в редакциях газет, в кружках, салонах, в земских собраниях, в революционном подполье. Иными словами, речь идет о политической повседневности общественного движения, о формах самоорганизации общественности. Как они менялись на протяжении изучаемого периода? Что представляли собой протопартии? Что такое политические партии до Первой русской революции и после? Насколько они были влиятельны и многочисленны? Каково было их географическое размещение?
Особое внимание будет уделено представительным учреждениям после 1905 г. (Государственной думе и Государственному совету). Будет рассмотрен вопрос, как были организованы выборы, удавалось ли правительственной администрации вмешиваться в их ход. Каков был порядок работы депутатского корпуса? Что он из себя представлял? Насколько были профессиональны депутаты? Как был организован их рабочий день? Как они взаимодействовали с министрами? Невозможно обойти проблему характера политического режима в 1906 – 1917 гг., а также его эволюции накануне Февраля 1917 г.
Цель освоения дисциплины
- · Сформировать представления о законодательных нормах и неформальной практике государственного управления, формах общественной самоорганизации в условиях авторитарного режима, особенностях представительного строя в России в 1906-1917 гг.
- · Апробировать методологию исследования процедур принятия политических решений в XIX – начале XX вв.; становления профессиональной бюрократии в России в XIX в.; эволюции форм общественной самоорганизации в XIX – начале XX вв.; различных форм политического действия в XIX – начале XX вв.
Планируемые результаты обучения
- Знать основные вехи и характеристики реформаторской политики правительства начала XX в.
- Знать основные тексты, посвященные взаимодействию власти и общественности конца XIX - начала XX вв.
- Знать основные тексты, характеризующие деятельность социалистических партий начала XX в.
- Знать основные тенденции эволюции бюрократии.
- Знать правовые нормы, регулировавшие деятельность Государственной думы и реформированного Государственного совета.
- Знать теоретические основания курса
- Знать характерные особенности общественной жизни России второй половины XIX - начала XX вв.
- Представлять характер политической системы в России в XIX в.
- Представлять ход избирательных кампаний в Государственную думу.
- Уметь анализировать тексты политических программ партий.
Содержание учебной дисциплины
- Теоретические и методологические основания курса
- Власть и управление в Российской империи XIX – начала XX вв.
- Чиновничество Российской империи
- «Образованное меньшинство»
- Бюрократия и общество
- Политические партии в Российской империи
- Представительная власть в России в 1906 - 1917 гг.
- Электоральные кампании начала XX в.
- Социалистическое движение
- Реформы и революции
- Представление о власти второй половины XIX – начала XX вв.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.04 * Представление курсового проекта + 0.36 * Работа на семинаре + 0.6 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Alfred J. Rieber. (1990). The rise of engineers in Russia. Cahiers Du Monde Russe et Soviétique, (4), 539. https://doi.org/10.3406/cmr.1990.2249
- Анастасия Сергеевна Туманова, & Александр Александрович Сафонов. (2016). Правительственная Бюрократия Позднеимперской России И Ее Подходы К Осуществлению Гражданских Свобод. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EBA179B4
- Арсланов, Р. А., Линькова, Е. В., & Соловьев, Е. А. (2018). Отражение процесса изучения русского либерализма ХIХ в. в современных исследованиях (аналитический обзор историографии русского либерализма). Bylye Gody, 50(4), 1538–1551. https://doi.org/10.13187/bg.2018.4.1538
- Витте, С. Ю. Самодержавие и земство / С. Ю. Витте. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 253 с. — ISBN 978-5-507-29495-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/30004 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Леонов М.И. (2017). «Заговор Против Императора» И Ii Государственная Дума. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3CDEC658
- П.А. Столыпин: реформатор на фоне аграрной реформы. Том 1. Путь к политическому олимпу / СафроновС.А. - Краснояр.: СФУ, 2015. - 438 с.: ISBN 978-5-7638-3212-9
- П.А. Столыпин: реформатор на фоне аграрной реформы. Том 2. Аграрная реформа/СафроновС.А. - Краснояр.: СФУ, 2015. - 458 с.: ISBN 978-5-7638-3213-6
- СОЛОВЬЕВ К.А. (2015). Избирательные Кампании Кадетов И Их Адресат (1906-1912). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D13201FF
- Соловьев, К. (2011). Государственная Дума Российской империи: проблема депутатской дисциплины и законотворчество. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F5D6D28D
- Соловьев, К. (2011). И. Л. Горемыкин во главе правительства. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AF995003
- Соловьев, К. А. (2018). The Notion of Tsarist Autocracy at the End of Nineteenth – Beginning of Twentieth Century ; Идея самодержавия (конец XIX – начало XX вв.). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9A74F4EB
- Столыпин, П. А. Полное собрание речей. 1906-1911 / П. А. Столыпин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 270 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06039-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/410941 (дата обращения: 28.08.2023).
- Шелохаев, В. В., & Соловьев, К. А. (2017). Либеральные оценки Февральской революции 1917 года. Modern History of Russia, (2), 33–43. https://doi.org/10.21638/11701/spbu24.2017.203
Рекомендуемая дополнительная литература
- МОГИЛЕВСКИЙ КОНСТАНТИН ИЛЬИЧ, & СОЛОВЬЕВ КИРИЛЛ АНДРЕЕВИЧ. (2009). Столыпинский Проект Преобразования России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8E4B6851
- Соловьев, К. (2011). Конституционная Революция Партии Кадетов: От Теории К Практике (Апрель – Июль 1906 Г.). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A9E37C7E