2023/2024
В поисках традиций и современности: Искусство, художники и коллекционеры в Японии в XIX и XX веках
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Школа исторических наук
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
46
Программа дисциплины
Аннотация
Вторая половина 19 века стала для Японии периодом перемен, интенсивного развития и переосмысления сложившихся традиций. После 1870- х годов начинается активное изучение европейского искусства, однако в первой истории японского искусства, выпущенной в 1901 году на французском языке к Всемирной выставке, было представлено искусство Японии лишь до 1860-х г.
Цель курса через персоналии отдельных художников и коллекционеров познакомить студентов с процессами и особенностями формирования новой художественной среды в Японии конца 19 – первой половины 20-го века. Задачей курса является развитие навыков аналитического и критического мышления через работу с произведениями искусства и научной литературой по истории искусства, истории, социологии и политике изучаемого периода.
Курс нацелен как на студентов, обучающихся по программам истории искусства, так и на студентов, специализирующихся на изучении культуры и истории стран Дальнего Востока.
Пререквизиты для записи на курс: базовые университетские курсы по истории, экономической, политической истории или исторической географии России; владение английском языком на уровне на уровне Upper Intermediate и выше.
Цель освоения дисциплины
- сформировать у студентов представление о месте и роли культурных и исторических контактов Японии с другими культурами стран Азии, Европы и Америки для развития японского искусства в 20-м веке;
- выработать умение раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в культурах Нового времени;
- развитие аналитических навыков и понимания связей между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностями создавшей её культуры.
Планируемые результаты обучения
- понимает особенности развития и формирования историко-культурного контекста и его взаимосвязи с развитием искусства
- первоначальное представление об исторических, технических и стилистических особенностях развития искусства Японии во второй половине 19 века
- знание хронологии и основных этапов культурных и исторических контактов Японии и других культур
- владение основными навыками критического чтения и анализа
Содержание учебной дисциплины
- Введение. Историческая преамбула.
- Искусство и культурная политика раннего периода Мэйдзи и искусства, 1860-1880 гг.
- «Японская» живопись «нихонга» и «западная» живопись ёга : противники или союзники?
- Художественные выставки и коллекции в начале 20-го века.
Элементы контроля
- Домашние заданияДомашние задания и участие в дискуссии в аудитории
- Групповая презентацияПример задания: Изучите базу данных Музея западного искусства в Токио, выделите картины, происходящие из собрания Мацуката Кодзиро. Что можно сказать о вкусах коллекционера, живопись каких стилей преобладает, каким художникам он отдавал предпочтение? Соотносятся ли его вкусы с художественными движениями внутри Японии?
- Посещаемость
- Письменное эссеПисьменное эссе (9000 – 12 000 знаков с пробелами) Примеры тем: Сюжеты из национальной истории и литературы в живописи японских художников-ёга. Экспозиции японских павильонов и Европе и Америки и формирование первых экспозиций японского искусства в западных музеях. Иллюстрации и литература.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.2 * Групповая презентация + 0.3 * Домашние задания + 0.4 * Письменное эссе + 0.1 * Посещаемость
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- The imperial museums of Meiji Japan : architecture and the art of the nation, Tseng, A. Y., 2008
- Император Мэйдзи и его Япония, Мещеряков, А. Н., 2009
Рекомендуемая дополнительная литература
- Japanese decorative arts of the Meiji period 1868-1912, Impey, O., 2005
- Japonisme and the rise of the modern art movement : the arts of the Meiji period, , 2013
- Modern Japanese art and the Meiji state : the politics of beauty, Sato, D., 2011