2023/2024
“Искренние коммуникации”, искусственный интеллект и креативные практики
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Центр цифровых культур и медиаграмотности
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
2022 год стал годом «нейросетевой революции». Мировые дискуссии о метавселенных (цифровых средах, новых виртуальных пространствах для корпораций, отраслей экономики и сфер жизни) и генеративном искусственном интеллекте (типе ИИ, разработанном для создания цифрового контента, напоминающего картины, музыку, тексты, видео, компьютерные программы и многое другое, созданное людьми) вышли на новый уровень. Это стало особенно заметно с появлением и – что важно – массовой доступностью таких инструментов генеративного ИИ, как ChatGPT, Midjourney, Stable Diffusion, Яндекс GPT, Kandinsky, GigaChat и других. Предлагаемый курс дает представление о: 1) плюсах и минусах, рисках и вызовах взаимодействия с нейросетями; 2) применении нейросетей в сферах образования, культуры и медиа; 3) влиянии нейросетей на медиаповседневность и привычные личностные коммуникации; 4) креативных практиках с использованием ИИ.Исходя из общей идеи о том, что пространство генеративного ИИ – это, прежде всего, пространство ДИАЛОГА и расширение границ всего «другого», с которыми современному человеку необходимо контактировать, предлагаемый курс акцентирует внимание студентов на трех проблемных блоках. Во-первых, это подходы к осмыслению ИИ в современном обществе – от его места между «надзорным капитализмом» и «эмоциональным капитализмом» до этических коллизий, связанных с нейросетями. Во-вторых, речь пойдет о возможностях ИИ в поддерживающих коммуникациях, запрос на которые существенно вырос в российском обществе: от потенциала нейросетей в работе с цифровой памятью, цифровым разрывом поколений, травматическим опытом прошлого и цифровой травмой будущего до «поддерживающих практик» ИИ с опорой на творчество (арт-терапия и иные методы). Наконец, в третьем блоке (в том числе, в ходе практических занятий) студенты смогут осмыслить взаимодействие генеративного ИИ и творчества, попробовать свои силы в использовании нейросетей в медиа (например, осваивая жанры медиакритики), образовательных системах (ИИ и геймификация), музейных практиках (создание цифровых приложений для музеев) и т. д. ВНИМАНИЕ!!! Дисциплина будет идти по средам с 14:40–17:40, учитывайте это при выборе курса и записи на него.
Цель освоения дисциплины
- Дать студентам представление о роли нейросетей в сферах образования, культуры, медиа, а также о плюсах и минусах, рисках и вызовах нейросетевых взаимодействий.
- Познакомить студентов с исследованиями в области ИИ и работы с данными.
- Сформировать у студентов базовые представления о правовых аспектах применения генеративного ИИ и вероятных этических коллизиях.
- Научить студентов основам креативных практик с использованием генеративного ИИ.
- Развить навыки применения нейросетей в медиасреде.
Планируемые результаты обучения
- Владеет основным тезаурусом в сфере генеративного ИИ, оперирует терминами, определяет смысл ведущих понятий (естественный и искусственный интеллект, нейросети, генеративный искусственный интеллект, цифровой капитализм и т. д.).
- Оценивает и различает роли ИИ в повседневных медиапрактиках пользователя (помощник, соавтор, вдохновитель, аниматор – список открыт), использует методы взаимодействия с генеративными нейросетями.
- Выявляет и анализирует правовые риски применения ИИ и этические ограничения, связанные с использованием генеративного ИИ в медиа и других сферах общественной жизни; назвает основные документы, регулирующие правовые и этические аспекты применения ИИ.
- Анализирует и применяет возможности ИИ в поддерживающих («искренних») коммуникациях и практиках с опорой на творчество.
- Воспроизводит и оценивает области применения и практики использования генеративного ИИ в креативных индустриях (видеоигры и метавселенные, кинематограф и драматургия, визуальное творчество, музейные практики и прочее).
- Применяет базовые методы работы с нейросетью в медиа (создает рецензии, работает со звуком и с изображениями и т.д.).
Содержание учебной дисциплины
- Тема 01
- Тема 02
- Тема 05
- Тема 03
- Тема 04
- Тема 06
- Тема 07
- Тема 08
- Тема 09
- Тема 10
- Тема 11
Элементы контроля
- Домашнее задание 1Студенты, индивидуально или разделившись на группы, во внеаудиторное время выполняют домашнее задание по одной из тем, изучаемых на курсе. Это может быть творческое устное, письменное или проектное задание, выполняемое в том числе с помощью инструментов ИИ. Теоретическая рамка, конкретные формулировки и условия выполнения для каждого отдельного задания публикуются непосредственно во время учебного процесса.
- Творческий проектСтуденты, разделившись на группы, во внеаудиторное время с помощью инструментов ИИ готовят творческий мультимедийный проект, связанный с какой-либо актуальной темой (культура, экономика, социальная тематика, технологии, наука, образование и др.) на выбор. Теоретическая рамка, конкретные формулировки и условия выполнения публикуются непосредственно во время учебного процесса.
- Домашнее задание 2Студенты, индивидуально или разделившись на группы, во внеаудиторное время выполняют домашнее задание по одной из тем, изучаемых на курсе. Это может быть творческое устное, письменное или проектное задание, выполняемое в том числе с помощью инструментов ИИ. Теоретическая рамка, конкретные формулировки и условия выполнения для каждого отдельного задания публикуются непосредственно во время учебного процесса.
- Домашнее задание 3Студенты, индивидуально или разделившись на группы, во внеаудиторное время выполняют домашнее задание по одной из тем, изучаемых на курсе. Это может быть творческое устное, письменное или проектное задание, выполняемое в том числе с помощью инструментов ИИ. Теоретическая рамка, конкретные формулировки и условия выполнения для каждого отдельного задания публикуются непосредственно во время учебного процесса.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 4th module0.2 * Домашнее задание 1 + 0.2 * Домашнее задание 2 + 0.2 * Домашнее задание 3 + 0.4 * Творческий проект
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Alexis Bogroff, & Dominique Guégan. (2019). Artificial Intelligence, Data, Ethics: An Holistic Approach for Risks and Regulation. Documents de Travail Du Centre d’Economie de La Sorbonne.
- All-in on AI : how smart companies win big with artificial intelligence, Davenport, T. H., 2023
- Alpina - 21700 - Д.Баррат; И. Робот - Последнее изобретение человечества: Искусственный интеллект и конец эры Homo sapiens - 9789180125291 - Альпина нон-фикшн - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/21700
- Alpina - 21844 - С.Рассел - Совместимость: Как контролировать искусственный интеллект - 9785001393702 - Альпина нон-фикшн - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/book/21844
- Alpina - 22078 - М.Томпсон - Как коронавирус, роботы и искусственный интеллект меняют нашу работу (краткое изложение) - 9785961400470kk - КнигиКратко - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/22078
- Alpina - 22855 - (HBR) Коллектив авторов - Искусственный интеллект, аналитика и новые технологии - 9785961475180 - Альпина Паблишер - 2022 - https://hse.alpinadigital.ru/book/22855
- Alpina - 23800 - Г.Маркус; Э.Дэвис - Искусственный интеллект: Перезагрузка. Как создать машинный разум, которому действительно можно доверять - 9785206000306 - Альпина ПРО - 2022 - https://hse.alpinadigital.ru/book/23800
- Alpina - 32855 - Мэтью Болл - Метавселенная: Как она меняет наш мир - 9785961485448 - Альпина Паблишер - 2023 - https://hse.alpinadigital.ru/book/32855
- Artificial intelligence and big data for financial risk management : intelligent applications, , 2023
- Artificial Intelligence in Games, Roberts, P., 2023
- Bernard Marr, & Matt Ward. (2019). Artificial Intelligence in Practice : How 50 Successful Companies Used AI and Machine Learning to Solve Problems. Wiley.
- Gary Marcus, & Ernest Davis. (2019). Rebooting AI : Building Artificial Intelligence We Can Trust: Vol. First edition. Vintage.
- Haenlein, M., & Kaplan, A. (2019). A Brief History of Artificial Intelligence: On the Past, Present, and Future of Artificial Intelligence. California Management Review, 61(4), 5–14. https://doi.org/10.1177/0008125619864925
- Martins, J. S. B. (2018). Towards Smart City Innovation Under The Perspective Of Software-Defined Networking, Artificial Intelligence And Big Data. https://doi.org/10.5281/zenodo.1467771
- Osondu, O. (2021). A First Course in Artificial Intelligence. Bentham Science Publishers Ltd.
- Research Handbook on the Law of Artificial Intelligence. Woodrow Barfield; Ugo Pagallo. Edward Elgar Publishing, 2018.
- Tambe, P., Cappelli, P., & Yakubovich, V. (2019). Artificial Intelligence in Human Resources Management: Challenges and a Path Forward. California Management Review, 61(4), 15–42. https://doi.org/10.1177/0008125619867910
- Аджей Агравал, Джошуа Ганс, Ави Голдфарб - Искусственный интеллект на службе бизнеса - 9785001178811 - МИФ - 2019 - https://hse.miflib.ru/#/book/23939 - 23939
- Бахтеев Д.В. - Искусственный интеллект: этико-правовые основы. Монография - 978-5-392-33413-1 - Проспект - 2021 - http://ebs.prospekt.org/book/43920 - 43920 - PROSPECT
- Берджесс, Э. Искусственный интеллект - для вашего бизнеса : практическое руководство / Э. Берджесс. - Москва : Интеллектуальная Литература, 2021. - 232 с. - ISBN 9-785-907274-81-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1842395
- Бернард Марр, Мэтт Уорд - Искусственный интеллект на практике - 9785001468028 - МИФ - 2020 - https://hse.miflib.ru/#/book/24696 - 24696
- Виниченко, М. В., Проблемы поколения Z в современной истории: цифровизация, пандемия, искусственный интеллект : монография / М. В. Виниченко, С. А. Макушкин. — Москва : Русайнс, 2023. — 148 с. — ISBN 978-5-466-03115-7. — URL: https://book.ru/book/949687 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
- Вселенная видеоигр. Документальный блокбастер от разработчика The Division, Far Cry 3 и Assassin’s Creed: Revelations - 978-5-4461-1828-1 - Полфельдт Дэвид - 2022 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/382432 - 382432 - iBOOKS
- Игра в цифры : как аналитика позволяет видеоиграм жить лучше, Сабиров, В., 2020
- Игродром : что нужно знать о видеоиграх и игровой культуре, Ветушинский, А. С., 2021
- Идиот или гений? : как работает и на что способен искусственный интеллект, Митчелл, М., 2022
- Искусственный интеллект - надежды и опасения : сборник, , 2020
- Искусственный интеллект в образовании : перспективы и проблемы для преподавания и обучения, Холмс, У., 2022
- Искусственный интеллект и нейросетевое управление : учебное пособие / составитель Т. Е. Мамонова. — Томск : ТПУ, 2020. — 150 с. — ISBN 978-5-4387-0921-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/246170 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Искусственный интеллект на практике : 50 кейсов успешных компаний, Марр, Б., 2020
- Искусственный интеллект: перезагрузка : как создать машинный разум, которому действительно можно доверять, Маркус, Г., 2021
- Искусственный интеллект. Современный подход. Т.1: Решение проблем: знания и рассуждения, Рассел, С., 2021
- Искусственный интеллект. Современный подход. Т.2: Знания и рассуждения в условиях неопределенности, Рассел, С., 2021
- Код креативности : как искусственный интеллект учится писать, рисовать и думать, Сотой, М. дю, 2020
- Кузнецова, А. В., Искусственный интеллект и информационная безопасность общества : монография / А. В. Кузнецова, С. И. Самыгин, М. В. Радионов. — Москва : Русайнс, 2020. — 118 с. — ISBN 978-5-4365-1558-8. — URL: https://book.ru/book/934089 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
- Метавселенная : как она меняет наш мир, Болл, М., 2023
- Моттола, М. Экономика удаленки : Как облачные технологии и искусственный интеллект меняют работу : практическое руководство / М. Моттола, М. Котни. - Москва : Альпина ПРО, 2022. - 220 с. - ISBN 978-5-907470-16-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1904845
- Павлюк, Е. С., Искусственный Интеллект в Высшем Образовании: Зарубежный Опыт Развития : монография / Е. С. Павлюк, В. Ю. Линник, Л. В. Павлюк, С. В. Фирсова. — Москва : Русайнс, 2021. — 107 с. — ISBN 978-5-4365-6978-9. — URL: https://book.ru/book/940266 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
- Правовая аналитика : студенты и искусственный интеллект на экзамене, Исаков, В. Б., 2024
- Сакамото, М. Занимательный искусственный интеллект. Манга / М. Сакамото , перевод с японского С. Л. Плехановой , Савада. — Москва : ДМК Пресс, 2022. — 188 с. — ISBN 978-5-93700-115-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/314885 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Экономика удаленки, Как облачные технологии и искусственный интеллект меняют работу, пер. с англ. Валерия Яценкова, 219 с., Моттола, М., Котни, М., 2022
Рекомендуемая дополнительная литература
- Alpina - 19824 - М.Бруссард - Искусственный интеллект: Пределы возможного - 9785001392309 - Альпина нон-фикшн - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/19824
- Прикладные проблемы внедрения этики искусственного интеллекта в России : отраслевой анализ и судебная система, Гаспарян, Д. Э., 2020