• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

“Искренние коммуникации”, искусственный интеллект и креативные практики

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

2022 год можно считать годом «нейросетевой революции». Мировые дискуссии о метавселенных (цифровых средах, новых виртуальных пространствах для корпораций, отраслей экономики и сфер жизни) и генеративном искусственном интеллекте (типе ИИ, разработанном для создания цифрового контента, напоминающего картины, музыку, тексты, видео, компьютерные программы и многое другое, созданное людьми) вышли на новый уровень. Это стало особенно заметно с появлением и – что важно – массовой доступностью таких инструментов генеративного ИИ, как ChatGPT, Midjourney, Stable Diffusion, Яндекс GPT, Kandinsky, GigaChat и других. Предлагаемый курс дает представление о:1) плюсах и минусах, рисках и вызовах взаимодействия с нейросетями;2) применении нейросетей в сферах образования, культуры и медиа;3) влиянии нейросетей на медиаповседневность и привычные личностные коммуникации;4) креативных практиках с использованием ИИ.Исходя из общей идеи о том, что пространство генеративного ИИ – это, прежде всего, пространство ДИАЛОГА и расширение границ всего «другого», с которыми современному человеку необходимо контактировать, предлагаемый курс МагоЛего акцентирует внимание студентов на трех проблемных блоках. Во-первых, это подходы к осмыслению ИИ в современном обществе – от его места между «надзорным капитализмом» и «эмоциональным капитализмом» до этических коллизий, связанных с нейросетями.Во-вторых, речь пойдет о возможностях ИИ в поддерживающих коммуникациях, запрос на которые существенно вырос в российском обществе: от потенциала нейросетей в работе с цифровой памятью, цифровым разрывом поколений, травматическим опытом прошлого и цифровой травмой будущего до «поддерживающих практик» ИИ с опорой на творчество (арт-терапия и иные методы). Наконец, в третьем блоке (в том числе, в ходе практических занятий) студенты смогут осмыслить взаимодействие генеративного ИИ и творчества, попробовать свои силы в использовании нейросетей в медиа (например, осваивая жанры медиакритики), образовательных системах (ИИ и геймификация), музейных практиках (создание цифровых приложений для музеев) и т. д.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать студентам представление о роли нейросетей в сферах образования, культуры, медиа, а также о плюсах и минусах, рисках и вызовах нейросетевых взаимодействий.
  • Познакомить студентов с исследованиями в области ИИ и работы с данными.
  • Сформировать у студентов базовые представления о правовых аспектах применения генеративного ИИ и вероятных этических коллизиях.
  • Научить студентов основам креативных практик с использованием генеративного ИИ.
  • Развить навыки применения нейросетей в медиасреде.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет основным тезаурусом в сфере генеративного ИИ, оперирует терминами, определяет смысл ведущих понятий (естественный и искусственный интеллект, нейросети, генеративный искусственный интеллект, цифровой капитализм и т. д.).
  • Оценивает и различает роли ИИ в повседневных медиапрактиках пользователя (помощник, соавтор, вдохновитель, аниматор – список открыт), использует методы взаимодействия с генеративными нейросетями.
  • Выявляет и анализирует правовые риски применения ИИ и этические ограничения, связанные с использованием генеративного ИИ в медиа и других сферах общественной жизни; назвает основные документы, регулирующие правовые и этические аспекты применения ИИ.
  • Анализирует и применяет возможности ИИ в поддерживающих («искренних») коммуникациях и практиках с опорой на творчество.
  • Воспроизводит и оценивает области применения и практики использования генеративного ИИ в креативных индустриях (видеоигры и метавселенные, кинематограф и драматургия, визуальное творчество, музейные практики и прочее).
  • Применяет базовые методы работы с нейросетью в медиа (создает рецензии, работает со звуком и с изображениями и т.д.).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1
  • Тема 2.
  • Тема 3.
  • Тема 4.
  • Тема 5.
  • Тема 6.
  • Тема 7.
  • Тема 8.
  • Тема 9.
  • Тема 10.
  • Тема 11.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1
    Студенты, индивидуально или разделившись на группы, во внеаудиторное время выполняют домашнее задание по одной из тем, изучаемых на курсе. Это может быть творческое устное, письменное или проектное задание, выполняемое в том числе с помощью инструментов ИИ. Теоретическая рамка, конкретные формулировки и условия выполнения для каждого отдельного задания публикуются непосредственно во время учебного процесса.
  • неблокирующий Творческий проект
    Студенты, разделившись на группы, во внеаудиторное время с помощью инструментов ИИ готовят творческий мультимедийный проект, связанный с какой-либо актуальной темой (культура, экономика, социальная тематика, технологии, наука, образование и др.) на выбор. Теоретическая рамка, конкретные формулировки и условия выполнения публикуются непосредственно во время учебного процесса.
  • неблокирующий Домашнее задание 2
    Студенты, индивидуально или разделившись на группы, во внеаудиторное время выполняют домашнее задание по одной из тем, изучаемых на курсе. Это может быть творческое устное, письменное или проектное задание, выполняемое в том числе с помощью инструментов ИИ. Теоретическая рамка, конкретные формулировки и условия выполнения для каждого отдельного задания публикуются непосредственно во время учебного процесса.
  • неблокирующий Домашнее задание 3
    Студенты, индивидуально или разделившись на группы, во внеаудиторное время выполняют домашнее задание по одной из тем, изучаемых на курсе. Это может быть творческое устное, письменное или проектное задание, выполняемое в том числе с помощью инструментов ИИ. Теоретическая рамка, конкретные формулировки и условия выполнения для каждого отдельного задания публикуются непосредственно во время учебного процесса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 4th module
    0.2 * Домашнее задание 1 + 0.2 * Домашнее задание 2 + 0.2 * Домашнее задание 3 + 0.4 * Творческий проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alexis Bogroff, & Dominique Guégan. (2019). Artificial Intelligence, Data, Ethics: An Holistic Approach for Risks and Regulation. Documents de Travail Du Centre d’Economie de La Sorbonne.
  • All-in on AI : how smart companies win big with artificial intelligence, Davenport, T. H., 2023
  • Alpina - 21700 - Д.Баррат; И. Робот - Последнее изобретение человечества: Искусственный интеллект и конец эры Homo sapiens - 9789180125291 - Альпина нон-фикшн - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/21700
  • Alpina - 21844 - С.Рассел - Совместимость: Как контролировать искусственный интеллект - 9785001393702 - Альпина нон-фикшн - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/book/21844
  • Alpina - 22078 - М.Томпсон - Как коронавирус, роботы и искусственный интеллект меняют нашу работу (краткое изложение) - 9785961400470kk - КнигиКратко - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/22078
  • Alpina - 22855 - (HBR) Коллектив авторов - Искусственный интеллект, аналитика и новые технологии - 9785961475180 - Альпина Паблишер - 2022 - https://hse.alpinadigital.ru/book/22855
  • Alpina - 23800 - Г.Маркус; Э.Дэвис - Искусственный интеллект: Перезагрузка. Как создать машинный разум, которому действительно можно доверять - 9785206000306 - Альпина ПРО - 2022 - https://hse.alpinadigital.ru/book/23800
  • Alpina - 32855 - Мэтью Болл - Метавселенная: Как она меняет наш мир - 9785961485448 - Альпина Паблишер - 2023 - https://hse.alpinadigital.ru/book/32855
  • Artificial intelligence and big data for financial risk management : intelligent applications, , 2023
  • Artificial Intelligence in Games, Roberts, P., 2023
  • Bernard Marr, & Matt Ward. (2019). Artificial Intelligence in Practice : How 50 Successful Companies Used AI and Machine Learning to Solve Problems. Wiley.
  • Gary Marcus, & Ernest Davis. (2019). Rebooting AI : Building Artificial Intelligence We Can Trust: Vol. First edition. Vintage.
  • Haenlein, M., & Kaplan, A. (2019). A Brief History of Artificial Intelligence: On the Past, Present, and Future of Artificial Intelligence. California Management Review, 61(4), 5–14. https://doi.org/10.1177/0008125619864925
  • Martins, J. S. B. (2018). Towards Smart City Innovation Under The Perspective Of Software-Defined Networking, Artificial Intelligence And Big Data. https://doi.org/10.5281/zenodo.1467771
  • Osondu, O. (2021). A First Course in Artificial Intelligence. Bentham Science Publishers Ltd.
  • Research Handbook on the Law of Artificial Intelligence. Woodrow Barfield; Ugo Pagallo. Edward Elgar Publishing, 2018.
  • Tambe, P., Cappelli, P., & Yakubovich, V. (2019). Artificial Intelligence in Human Resources Management: Challenges and a Path Forward. California Management Review, 61(4), 15–42. https://doi.org/10.1177/0008125619867910
  • Аджей Агравал, Джошуа Ганс, Ави Голдфарб - Искусственный интеллект на службе бизнеса - 9785001178811 - МИФ - 2019 - https://hse.miflib.ru/#/book/23939 - 23939
  • Бахтеев Д.В. - Искусственный интеллект: этико-правовые основы. Монография - 978-5-392-33413-1 - Проспект - 2021 - http://ebs.prospekt.org/book/43920 - 43920 - PROSPECT
  • Берджесс, Э. Искусственный интеллект - для вашего бизнеса : практическое руководство / Э. Берджесс. - Москва : Интеллектуальная Литература, 2021. - 232 с. - ISBN 9-785-907274-81-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1842395
  • Бернард Марр, Мэтт Уорд - Искусственный интеллект на практике - 9785001468028 - МИФ - 2020 - https://hse.miflib.ru/#/book/24696 - 24696
  • Виниченко, М. В., Проблемы поколения Z в современной истории: цифровизация, пандемия, искусственный интеллект : монография / М. В. Виниченко, С. А. Макушкин. — Москва : Русайнс, 2023. — 148 с. — ISBN 978-5-466-03115-7. — URL: https://book.ru/book/949687 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Вселенная видеоигр. Документальный блокбастер от разработчика The Division, Far Cry 3 и Assassin’s Creed: Revelations - 978-5-4461-1828-1 - Полфельдт Дэвид - 2022 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/382432 - 382432 - iBOOKS
  • Игра в цифры : как аналитика позволяет видеоиграм жить лучше, Сабиров, В., 2020
  • Игродром : что нужно знать о видеоиграх и игровой культуре, Ветушинский, А. С., 2021
  • Идиот или гений? : как работает и на что способен искусственный интеллект, Митчелл, М., 2022
  • Искусственный интеллект - надежды и опасения : сборник, , 2020
  • Искусственный интеллект в образовании : перспективы и проблемы для преподавания и обучения, Холмс, У., 2022
  • Искусственный интеллект и нейросетевое управление : учебное пособие / составитель Т. Е. Мамонова. — Томск : ТПУ, 2020. — 150 с. — ISBN 978-5-4387-0921-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/246170 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Искусственный интеллект на практике : 50 кейсов успешных компаний, Марр, Б., 2020
  • Искусственный интеллект: перезагрузка : как создать машинный разум, которому действительно можно доверять, Маркус, Г., 2021
  • Искусственный интеллект. Современный подход. Т.1: Решение проблем: знания и рассуждения, Рассел, С., 2021
  • Искусственный интеллект. Современный подход. Т.2: Знания и рассуждения в условиях неопределенности, Рассел, С., 2021
  • Код креативности : как искусственный интеллект учится писать, рисовать и думать, Сотой, М. дю, 2020
  • Кузнецова, А. В., Искусственный интеллект и информационная безопасность общества : монография / А. В. Кузнецова, С. И. Самыгин, М. В. Радионов. — Москва : Русайнс, 2020. — 118 с. — ISBN 978-5-4365-1558-8. — URL: https://book.ru/book/934089 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
  • Метавселенная : как она меняет наш мир, Болл, М., 2023
  • Моттола, М. Экономика удаленки : Как облачные технологии и искусственный интеллект меняют работу : практическое руководство / М. Моттола, М. Котни. - Москва : Альпина ПРО, 2022. - 220 с. - ISBN 978-5-907470-16-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1904845
  • Павлюк, Е. С., Искусственный Интеллект в Высшем Образовании: Зарубежный Опыт Развития : монография / Е. С. Павлюк, В. Ю. Линник, Л. В. Павлюк, С. В. Фирсова. — Москва : Русайнс, 2021. — 107 с. — ISBN 978-5-4365-6978-9. — URL: https://book.ru/book/940266 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Правовая аналитика : студенты и искусственный интеллект на экзамене, Исаков, В. Б., 2024
  • Сакамото, М. Занимательный искусственный интеллект. Манга / М. Сакамото , перевод с японского С. Л. Плехановой , Савада. — Москва : ДМК Пресс, 2022. — 188 с. — ISBN 978-5-93700-115-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/314885 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Экономика удаленки, Как облачные технологии и искусственный интеллект меняют работу, пер. с англ. Валерия Яценкова, 219 с., Моттола, М., Котни, М., 2022

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alpina - 19824 - М.Бруссард - Искусственный интеллект: Пределы возможного - 9785001392309 - Альпина нон-фикшн - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/19824
  • Прикладные проблемы внедрения этики искусственного интеллекта в России : отраслевой анализ и судебная система, Гаспарян, Д. Э., 2020

Авторы

  • Кукшин Никита Александрович
  • Шомова Светлана Андреевна
  • Тимофеева Оксана Александровна