2023/2024
Объясняя религию: путеводитель по многообразию религиозных мировоззрений
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Когда читается:
4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Носачев Павел Георгиевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Почему, несмотря на многовековую историю развития человечества, успехи научного прогресса, рационализацию, распространение агностицизма, атеизма и прагматизм современной жизни, религия до сих пор никуда не исчезла? Изменилась ли религия за этот огромный период, а если изменилась, то как и зачем? Да и что такое религия? На эти и многие другие вопросы призван ответить наш курс. Его цель – создание панорамной картины развития многообразия религиозных мировоззрений от зарождения человеческой культуры до настоящего времени. Среди основных остановок на этом пути предлагаются: шаманизм, религии древнего Египта и Вавилонии, индуизм, буддизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм, христианство, ислам и то, что принято называть «новыми религиями». Исторические данные будут осмысляться через многообразие религиоведческих теорий: от классических (социологические, антропологические, культурологический, философские) до самых современных (нейронауки и когнитивные исследования). Один из основателей науки о религии Фридрих Макс Мюллер сказал: «Кто знает одну религию – не знает ни одной», поэтому сравнение религиозных мировоззрений станет лейтмотивом всего курса. В ходе изучения обучающиеся должны освоить основополагающие религиозные тексты, понять и усвоить системообразующие теологические (в широком смысле этого слова) концепции, научиться идентифицировать артефакты религиозной культуры и оперировать ключевыми религиоведческими категориями. Курс будет полезным как тем, кто в дальнейшем планирует углублять свои знания о религии, так и всем, кто интересуется религиозной проблематикой и хочет получить о ней общее представление.
Цель освоения дисциплины
- Создать у обучающихся панорамное видение истории развития религий
- Выработать навыки критического отношения к религии, базирующиеся на самых современных подходах
- Изучить основополагающие религиозные тексты и сюжеты
Планируемые результаты обучения
- Выработка критического отношение к определениям религии
- Получение общих представлений о развитии религии в палеолите, неолите и мегалите
- Овладение базовыми теориями изучения бесписьменных религий
- Ознакомление с принципами изучения и реконструирования бесписьменной религиозности
- Знакомство с египетскими, вавилонскими мифологическими религиозными нарративами
- Овладение критическим инструментарием анализа мифа, освоение многообразия стратегий работы с мифом
- Знакомство с принципами устройства рели религиозной жизни и практики древних религий
- Знакомство с религиозными мифами индуизма
- Овладение базовыми категориями индуистского религиозного мировоззрения
- Ориентирование в философских школах индийской философии и понимание их религиозной проблематики
- Выработка критического отношения к колониальным и ориенталистски ориентированным процессам в изучении религии
- Знакомство с динамикой развития буддистского учения и его спецификой
- Знакомство с основными школами буддистской мысли и формирование представление о разнообразии буддизма
- Знакомство с базовыми буддистскими мифологическими нарративами
- Знакомство со спецификой монотеистического религиозного мировоззрения
- Освоение основных ветхозаветных сюжетов, образов
- Знакомство с основными новозаветными событиями
- Освоение критического инструментария работы с новозаветным текстом
- Освоение базовых положений христианской теологии
- Знакомство с основными принципами аскетизма в мировых религиях
- Изучение спеицфики буддистского аскетизма
- Получение представлений о динамике развития христианского монашества
- Знакомство со спецификой мусульманской теологии и динамикой ее развития
- Знакомство с текстом Корана и выработка критического инструментария работы с ним
- Овладение базовыми категориями исламской теологии
Содержание учебной дисциплины
- Что такое религия и как ее можно изучать?
- Религия на заре человечества: эскиз космотеизма
- Космотеизм: общие черты и исторические формы
- Индуизм: концепция, религия, конструкт
- Многообразие буддизма
- Иудаизм и зарождение монотеизма
- Христианство
- Аскетизм: теория и практика
- Ислам: абсолютный монотеизм
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.1 * Доклад + 0.2 * Итоговая контрольная + 0.6 * Семинарская работа + 0.1 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Буддизм, , 2002
- Буддизм, , 2006
- Буддизм, Кеоун Д., Некрасова Н.Л., 2001
- Буддизм, Кеоун, Д., 2001
- Буддизм, Эррикер, К., 2002
- Введение в буддизм; Опыт запредельного, Торчинов, Е. А., 2022
- Введение в буддологию : курс лекций : учеб. пособие для вузов, Торчинов, Е. А., 2000
- Введение в ислам : 12 лекций для проекта Магистерия, Журавский, А. В., 2019
- Всемирная энциклопедия: Христианство, Адамчик, В. В., 2004
- Генезис значения в философии индуизма, Зильберман, Д. Б., 2010
- Древо индуизма, Глушкова, И. П., 1999
- Индуизм, , 2006
- Индуизм, Каниткар, В. П. Х., 2001
- Ислам : происхождение, вероучение, современность: (философско - культурологический взгляд), Петраш, Ю. Г., 2005
- Ислам, Журавский, А. В., 2004
- Ислам, Максуд, Р., 2001
- История веры и религиозных идей : от каменного века до элевсинских мистерий, Элиаде, М., 2008
- История веры и религиозных идей. [Т. 1]: От каменного века до элевсинских мистерий, Элиаде, М., 2009
- История иудаизма, Гудман, М., 2020
- Иудаизм, , 2006
- Иудаизм, Пилкингтон, С. М., 2001
- Иудаизм, Пилкингтон, С. М., 2002
Рекомендуемая дополнительная литература
- Богословие и общество II-III столетия по хиджре. Т.1: История религиозной мысли в раннем исламе, Эсс, И. ван, 2021
- Европа и ислам : история непонимания, Кардини, Ф., 2016
- Искусство буддизма, Фишер, Р. Е., 2001