2023/2024
Конструктивистские подходы в системной терапии семьи
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент психологии
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая дисциплина направлена на введение учащихся в основы конструктивистского подхода в психотерапии. Она формирует представление о "методологическом сломе", приведшем к преобразованию классической системной методологии в терапии к постклассической. Знакомит и дает базовые знания по двум основным конструктивистким направлениями - Ориентированной на решение краткосрочной психотерапии и Нарративному подходу. Формирует представление об общности и вместе с тем специфике теоретической и методической базы каждого из подходов. Для направления 030300.68 специализации «Системная семейная психотерапия» она является базовой. Изучение данной дисциплины основывается на следующих дисциплинах: «Теория и методология современной психологии», «Основы психологического консультирования», «Методы и школы классической системной психотерапии». Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Супервизия в классической и постклассической системной семейной психотерапии», «Психология семьи с ребенком, имеющим тяжелые нарушения здоровья», «Ориентированная на решение краткосрочная терапия пар», «Нарративная практика в семейной психотерапии с детьми и с парами».
Цель освоения дисциплины
- 1. Освоение студентами программы основ конструктивистских (постмодернистские) методов психотерапии, широко применяющихся в современной психотерапевтической практике помощи семье - Ориентированной на решение краткосрочной терапией (Solution focused brief Family therapy, Нарративной теарпии (Narrative therapy).
- 2. Ознакомление с философскими и методологическими основания конструктивистких подходов, формирование у студентов представления о культурном и историческом фоне возникновения конструктивистского мышления в психотерапии;
- 3. Знание студентами истории возникновения, формирования, методической базы и специфики каждого из указанных направлений современной психотерапии
- 4. Выработка базовых навыков практической работы в каждом из психотерапевтических подходов с ясным пониманием специфики и особенностей практики в каждом из направлений;
- В результате освоения дисциплины студент должен: • Знать Основные философские идеи и методологические принципы, легшие в основу конструктивистских направлений Общую историю формирования направления Нарративной терапии, Ориентированной на решение психотерапии, основных представителей каждого из подходов; Основные принципы и методы психотерапевтической работы в каждом из направлений • Уметь Различать методологическую и методическую специфику каждого из направлений и их отличие от других, так называемых классических психотерапевтических направлений; Организовать не-экспертное, сотрудничающее взаимодействие с клиентом (семьей) • Иметь навыки (приобрести опыт) Использования основных методов ОРКТ и Нарративной терапии - посредством наблюдения за ведением приемов в каждом из направлений опытным психотерапевтом, отработки игровых упражнений в каждом из осваиваемых подходов; получения клиентского опыта в нарративном подходе
Планируемые результаты обучения
- Знает краткую историю, теоретические основания и принципы Ориентированной на решение краткосрочной терапии. Знает основные техники и сеттинг в ОРКТ и способен анализировать профессиональные сессии терапевтов ОРКТ
- Знает принципы нарративного подхода, знаком с техниками, картами беседы, способен картировать сессию.
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Ориентированная на решение краткосрочная терапия
- Тема 1.1. Классические и постклассический подходы в системной психотерапии. Место ОРКТ в конструктивистских подходах.
- Тема 1.2. Методология и практика ОРКТ. Основные принципы и методические приемы работы в ОРКТ.
- Тема 1.3. Первичный прием в ОРКТ. Ведение работы в ОРКТ. Специфика работы с различной проблематикой. Интегративные и модифицированные варианты психотерапии с использованием техник ОРКТ.
- Раздел 2.Нарративный подход
- 2.1 Философские идеи, основные теоретические положения нарративной практики.
- Тема 2.3 Введение в нарративное консультирование
Элементы контроля
- аудиторная работа по разделу 1Учитывается активность участия в дискуссиях, тренировка в освоении практических навыков нарративного консультировани.
- Аудиторная работа по разделу 2Учитывается активность участия в дискуссиях, тренировка в освоении практических навыков ОРКТ
- Письменная работа по разделу 1письменные ответы на вопросы, выданные преподавателем
- Письменная работа по разделу 2Письменные ответы на вопросы, выданные преподавателем
- коллоквиум по разделу 1коллоквиум, состоящий из теоретической и практической части: устного ответа на вопросы, касающегося пройденного теоретического материала, и оценка отработки студентом базовых технических навыков – основных техник ОРКТ
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 4th module0.1 * Аудиторная работа по разделу 2 + 0.25 * Письменная работа по разделу 1 + 0.2 * Письменная работа по разделу 2 + 0.25 * аудиторная работа по разделу 1 + 0.2 * коллоквиум по разделу 1
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Использование в работе на телефоне доверия подхода "Ориентированная на решение краткосрочная псих... : учеб.-метод. пособие, Будинайте, Г. Л., 2016
- Нарративная психология : самость, психологическая травма и конструирование смыслов, Кроссли, М. Л., 2013
- Системная семейная терапия: классика и современность, , 2005
Рекомендуемая дополнительная литература
- Системная психотерапия супружеских пар, , 2017