• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Арт-рынок: история становления и современное состояние

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен обзору художественного рынка с момента его зарождения до наших дней. Слово «рынок» подразумевает наличие определенных участников (производитель и потребитель) и действие экономических законов (взаимовлияние спроса и предложения). При этом специфика и безусловное обаяние арт-рынка заключаются в том, что эти законы лишь отчасти определяют оборот произведений искусства как товара. В рамках дисциплины студенты познакомятся с тонкостями взаимосвязи жестких правил экономики и творческой свободы, сопровождающей процесс создания произведений искусства. Исторический экскурс позволит слушателям познакомиться с художественным институциями, отдельным игроками, закономерностями и противоречиями художественных рынков разных эпох. Особое внимание будет уделено обзору арт-рынка современности и его участникам. Курс носит междисциплинарный характер и может быть полезен студентам разных специальностей, желающим обогатить уже имеющиеся знания по истории искусств.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представления о специфике рынка искусства и его сходствах и отличиях от рынков других товаров и услуг
  • Формирование у студентов представления о развитии и функционировании арт-рынка на разных исторических этапах
  • Формирование у студентов представления об организационном устройстве и деятельности институций-участников арт-рынка
  • Знакомство с деятельностью отдельных игроков (ключевых персоналий) и современных, и исторических и анализ их влияния на развитие арт-рынка
  • Знакомство с инструментами аналитики финансового состояния международного и российского рынков искусства
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание основных исторических этапов развития рынка искусства и понимание взаимосвязи его функционирования с политической, экономической и социокультурной реальностью
  • знание организационных устройств и специфику деятельности основных организаций, влияющих на ситуацию развития международного арт-рынка
  • понимание основных маркетинговых стратегий, применяемых на рынке современного искусства
  • представление о финансово-аналитических инструментах, используемых на рынке искусства (индексы BAAI, Artimex, AMC, C500, Мея-Мозеса и др.)
  • представление о ключевых проблемах современного рынка искусства, включая теневой оборот предметов искусства и рынок поддельных произведений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • АРТ-РЫНОК 1. I. Введение в изучение рынка искусства. Появление рынка предметов искусства в античности, его трансформация в Средние века.
  • АРТ-РЫНОК 2. II. Развитие арт-рынка в Европе XV-XVI вв.
  • АРТ-РЫНОК 3. III. XVII-XVIII века: становление модели современного арт-рынка. Появление новых организаций: художественные академии, аукционные дома, проведение регулярных выставок.
  • АРТ-РЫНОК 4. IV. XIX-начало XX века. Париж - центр современного искусства.
  • АРТ-РЫНОК V. V. XX-XXI век. Коллекционеры, арт-дилеры, кураторы и другие субъекты современного рынка искусств. Инвестиционная привлекательность (стратегии, инструменты) и риски арт-рынка.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в семинарах
    Посещение занятий, участие в семинарских дискуссиях
  • неблокирующий Групповой проект
    Студенты разбиваются на группы (максимум 5 человек) и готовят выставочные проекты в соответствии с заданием к каждому семинару. На презентацию каждого из проектов даётся 20 минут+15 минут на обсуждение. Демонстрация проходит в формате презентации (PPT) с пояснительным сопровождением участников проекта.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен в форме устного опроса по билетам
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.6 * Групповой проект + 0.2 * Участие в семинарах + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • I Речь против Катилины; V Речь против Верреса : учеб. пособие для вузов, Цицерон, М. Т., 1947
  • Арт-рынок в XXI веке : пространство художественного эксперимента, Арутюнова, А. Г., 2022
  • Братья Морозовы : коллекционеры, которые не торгуются?, Семенова, Н. Ю., 2022
  • Галерея аферистов : история искусства и тех, кто его продает, Хук, Ф., 2021
  • Жизнь при дворе: искусство, удовольствия, власть : Ренессанс в Италии, Коул, Э., 2022
  • Исчезнувший музей : история хищения шедевров мирового искусства, Фелисиано, Г., 2022
  • Как продать за $12 миллионов чучело акулы : скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах, Томпсон, Д., 2019
  • Коллекционеры, любители и собиратели. Париж, Венеция: XVI-XVIII века, Помян, К., 2022
  • Предприятие Рембрандта. Мастерская и рынок, Алперс, С., 2022
  • Эфемерный музей : картины старых мастеров и становление художественной выставки, Хаскелл, Ф., 2022

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Братья Рябушинские : из миллионщиков в старьевщики, Семенова, Н. Ю., 2023
  • Бум : бешеные деньги, мегасделки и взлет современного искусства, Шнейерсон, М., 2021
  • Естествознание. Об искусстве, Плиний Старший, 1994
  • Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих, Вазари, Дж., 1998
  • История импрессионизма, Ревалд, Дж., 2002
  • Коллекции Ивана и Михаила Морозовых, Семенова, Н. Ю., 2022
  • Нью - Йоркская школа и культура ее времени, Эштон, Д., 2017
  • Постимпрессионизм: от Ван Гога до Гогена, Ревалд, Дж., 2002
  • Ренуар. Сезанн, Воллар, А., 2000
  • Сочинения. Т. 2: ., Дидро, Д., 1991
  • Сочинения. Т.1: ., Дидро, Д., 1986

Авторы

  • Назарова Ольга Алексеевна