2023/2024
Общая методология психологии, системный подход и классические подходы системной семейной терапии
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент психологии
Когда читается:
1-3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Акбарова Анастасия Азаматовна,
Будинайте Гражина Леонардовна,
Варга Анна Яковлевна,
Жохова Екатерина Алексеевна,
Ильинская Ксения Юрьевна,
Коган-Лернер Лина Борисовна,
Панов Максим Константинович
Язык:
русский
Кредиты:
9
Контактные часы:
166
Программа дисциплины
Аннотация
Для магистерской программы «Системная Семейная Психотерапия» дисциплина «Методология системного подхода и классические школы системной психотерапии» является базовой. Она ставит своей целью сформировать у обучающихся знание методологических основ системной психотерапии – знание основных положений Общей теории Систем и Теории коммуникации (Г. Бейтсон и др).- а также знание теоретических основ, методов и методических приемов основных школ классической системной психотерапии. Это - наиболее ранняя из них – Теория семейных систем М. Боуэна и его Трансгенерационный подход, а также Структурный, Стратегический и Миланский подходы в Системной психотерапии. Названные школы являются наиболее заметными явлениями на поле психотерапии со второй половины 20 в. Без этих знаний полноценная подготовка системного психотерапевта невозможна. Содержание дисциплины включает в себя необходимые ориентировочные лекционные занятия, однако большую часть раздела, посвященного освоению собственно классических школ, представляют собой, тренинговые занятия и практические упражнения, а также просмотры видео сессий выдающихся представителей каждой из школ. Отдельным и важным фрагментом программы выступает раздел, посвященный анализу собственной семьи учащегося как будущего психотерапевта, с использованием основных техник трансгенрационного подхода, Существенным развитием получаемых в этой дисциплине знаний выступают показы «за зеркалом» терапевтических сессий, проводимых в логике всех этих подходов, опытными психотерапевтами-преподавателями программы с реальными клиентами, которые обучающиеся могут видеть в дисциплине «Супервизия в классический и постклассической психотерапии». Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Методологические основы психологии» , «Основы психологического консультирования» Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Супервизия в классической и постклассической системной семейной психотерапии», «Клиническая практика» ( 1 года обучения) и «Квалификационная практика» ( 2 год обучения) «Психологическая помощь при разводе», Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с особыми нуждами»,, «Развитие техник системного подхода», а таже «Конструктивистские подходы в системной психотерапии»
Цель освоения дисциплины
- Изучение методологических и теоретическихоснов системной теории, что позволяет понимать особенности подхода, отличать его от других психотерапевтических подходов, владеть навыками системного мышления.
- Ознакомление с основными направлениями классической Системной семейной психотерапии, что даст возможность понимать специфику каждой школы, опираться на методологическую базу каждой и знать базовые принципы и приемы каждой из школ.
- Формирование и тренировка практических навыков психотерапевтической работы в Системном семейном подходе в индивидуальном и семейном форматах.
Планируемые результаты обучения
- Знает основные положения теории коммункации. Может обосновать системный взгляд на процесс коммуникации в семейной системе, Способен распространить его на понимание терапевтического взаимодействия
- Знает основные понятия подхода; дифференцирует подход от других психотерапевтических подходов; умеет оценить структуру семьи, знает техники подхода, умеет их применить.
- Знает основные понятия подхода; дифференцирует подход от других психотерапевтических подходов; умеет оценить функцию симптома в семейной системе; умеет построить системную гипотезу; знает техники подхода, умеет их применить.
- Знает понятия подхода, дифференцирует от других подходов, умеет построить системную гипотезу в специфике подхода, владеет навыками циркулярного интервью, формулирования позитивной коннотации и парадоксального предписания.
- Имеет понятие об открытых биосоциальных системах, о самоорганизации живых систем. Обладает знанием о механизмах обратной связи, о законах гомеостаза и развития семейных систем, круговой каузальности, о системообразующих факторах. Может описать жизненный цикл семьи и его основные дисфункции.
- Знание дескриптивных и нормативных функций методологии.
- Знание о структуре познава-тельной ситуации, проблеме и методологических подходах к ее решению.
- Знание основных принципов и категорий науки, основных принципов и категорий психологии.
- Умение аргументировано излагать и отстаивать свою точку зрения, умение вести дискуссию, знание о требованиях к научным теориям, моделям, о критериях научности.
- Умение самостоятельно находить и анализировать информацию по избранной теме, критически оценивать информацию на основе критериев научности.
- Умение самостоятельно проводить теоретический поиск, выделять главное, рефлексивно относиться к освоению новых методов.
- Умеет определять основные понятия. Ориентируется в ключевой терминологии
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1.
- Тема 1.1. Введение в Общую Теорию систем. Семья как живая система
- Тема 1.1 1. Системы и системное мышление.
- Тема 1.1.2.Приложение основных понятий Общей Теории Систем к семейным системам.
- Тема 1.2.Теория коммуникаций как методологическое основание Системной психотерапии
- Тема 1.2.1. История Теории коммуникации в психологии.
- Тема 1.2.2. Основные положения теории коммуникации (Г. Бейтсон , П.Вацлавик, Дж. Бинин, Д.Джексон)
- Тема 1.2.3. Представление о семье как об информационной системе
- Раздел 3. Трансгенерационный подход. Теория семейных систем М. Боуна
- Тема 3.1. Основные понятия и концепции теории семейных систем М. Боуэна.
- Тема 3. 2. Основные принципы и методы составления генограммы семьи
- Тема 3.3. Анализ полученной информации по генограмме
- Тема 3.4. Функциональная позиция человека в семейной системе.
- Тема 3.5 Практика работы в трансгенерационном подходе
- Тема 3.6. Работа с отдельными проблемами в рамках транс-генерационного подхода М. Боуэна
- Тема 3.7. Составление и анализ генограммы собственной семьи терапевта
- Раздел 4. Структурный подход
- Тема. 4.1 История возникновения структурного подхода.
- Тема 4.2. Основные структурные параметры семейной системы.
- Тема 4.3. Терапевтические принципы структурного подхода.
- Тема 4.4. Этапы терапии в структурном подходе.
- Тема 4.5. Анализ сюжета художественного фильма с точки зрения структурного подхода.
- Тема 4.6. Просмотр видеозаписи интервью с С.Минухиным: возникновение и трансформация структурного подхода.
- Тема 4.7. Анализ транскрипта случая терапевтической работы С.Минухина с анорексией.
- Раздел 5. Стратегическая школа Системной семейной психотерапии
- Тема 5.1. История возникновения стратегического подхода
- Тема 5.2. Стратегическая терапия Дж.Хейли и К.Маданес.
- Тема 5.3. Планирование стратегии терапии.
- Тема 5.4. Техники стратегической терапии.
- Тема 5.5. Отработка позитивного переопределения.
- Тема 5.6 Тренинг формулирования и предъявления прямых и парадоксальных предписаний.
- Раздел 6. Миланская школа Системной семейной психотерапии.
- Тем 6.1. Авторы и история создания Миланского подхода.
- Тема 6.2. Методологические основания Миланского подхода.
- Тема 6.3. Основные понятия и теоретические положения Миланского подхода.
- Тема 6.4. Сеттинг и организация терапевтической работы в Миланском подходе. Основные виды интервенций.
- Раздел 2. Философия науки
- Тема 2.1. Периодизация знания
- Удалить
- Тема 2.2 Классификация знания
- Тема 2.8 Психология как неклассическая наука.
- Тема 2.9 «Обратная связь» в психологическом познании
- Тема 2.7 Стратегии субъективации
- Тема 2.6 Методология психологического исследования
- Удалить 3
- Тема 2.5 Процесс формирования Я в познании
- Тема 2.4 Инструменты научности
- Удалить 2
- Тема 2.3. Горизонты познания
Элементы контроля
- Аудиторная работа по разделу "Трансгенерационный подход"оценивается содержательное участие в дискуссиях и в тренинговых упражнениях, рефлексия выполняемых упражнений
- анализ кейса в структурном подходеАнализ кейса (на примере работы С. Минухина с семьей) в структурной логике (диагностика семейной системы; определение техник, использованных в ходе сессии; формирование возможной стратегии дальнейшей работы в структурной логике).
- Отчет по генограммеПисьменный отчет по анализу генограммы собственной семейной системы
- эссе по разделу "Трансгенерационный подход"Эссе по заданию преподавателя на понимание базовых концепций теории семейных систем М.Боуэна
- Аудиторная работа по разделу "Структурный подход"оценивается содержательное участие в дискуссиях и в тренинговых упражнениях, рефлексия выполняемых упражнений
- коллоквиум по Методологическим и теоретическим основаниям системного подходаКоллоквиум по введению в общую теорию систем, общим представлениям о семье как живой системе, теории коммуникации и коммуникативной системе
- Аудиторная работа по разделу "Исследование собственной семейной системы"оценивается содержательное участие в обсуждениях
- Аудиторная работа по разделу "Стратегический подход"оценивается содержательное участие в дискуссиях и в тренинговых упражнениях, рефлексия выполняемых упражнений
- Аудиторная работа подразделу "Миланский подход"оценивается содержательное участие в дискуссиях и в тренинговых упражнениях, рефлексия выполняемых упражнений
- Эссе по разделу "Миланский подход"Эссе на тему "Трансформация миланского подхода"
- экзамен по разделу "Стратегический подход"Экзамен по разделу предполагает ответ на теоретический вопрос + анализ случая с точки зрения стратегической; терапии (идентифицированный пациент, системная гипотеза, направление терапевтической работы, варианты применяемых техник и интервенций).
- Аудиторная работа по разделу "Философия науки"участие в обсуждении прочитанных текстов, раздаточного материала, ответы на вопросы преподавателя, участие в дискуссии, инициированной преподавателем по теме курса, выполнение не требующих отдельной оценки письменных заданий.
- Контрольная работа «Поиск аргумента»– студент самостоятельно анализирует содержание текста, предложенного ему для выполнения задания; – выделяет в тексте ведущую мысль автора, утверждаемый им главный тезис, четко формулирует данный тезис в одном-трех предложениях; – выделяет в тексте аргументы и/или стилистические приемы, используемые автором для подтверждения главного тезиса, перечисляет их в тексте своей работы. Обязательно использование ссылок на анализируемый текст, небольших цитат (избыточное использование цитирования, использование больших цитируемых отрывков не приветствуется); – оценивает значимость, убедительность данных аргументов: а) дополняет аргументы автора собственными аргументами/примерами, в случае согласия с позицией автора; б) демонстрирует несостоятельность тезиса или аргументов автора анализируемого текста, в случае если студент находит позицию автора необоснованной.
- Эссе по методологии психологического познанияФинальное эссе представляет собой итоговую работу по теме курса; тема эссе согласовывается с преподавателем заранее.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 1st module0.2 * Аудиторная работа по разделу "Философия науки" + 0.2 * Контрольная работа «Поиск аргумента» + 0.3 * Эссе по методологии психологического познания + 0.3 * коллоквиум по Методологическим и теоретическим основаниям системного подхода
- 2023/2024 3rd module0.05 * Аудиторная работа по разделу "Исследование собственной семейной системы" + 0.05 * Аудиторная работа по разделу "Стратегический подход" + 0.05 * Аудиторная работа по разделу "Структурный подход" + 0.1 * Аудиторная работа по разделу "Трансгенерационный подход" + 0.05 * Аудиторная работа подразделу "Миланский подход" + 0.15 * Отчет по генограмме + 0.15 * Эссе по разделу "Миланский подход" + 0.15 * анализ кейса в структурном подходе + 0.15 * экзамен по разделу "Стратегический подход" + 0.1 * эссе по разделу "Трансгенерационный подход"
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Искусство быстрых изменений : краткосроч. стратег. терапия, Нардонэ, Дж., 2006
- Системная семейная психотерапия : краткий лекционный курс, Варга, А. Я., 2001
- Системная семейная терапия: классика и современность, , 2005
Рекомендуемая дополнительная литература
- Детская и подростковая психотерапия : учебник для вузов / Е. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией Е. В. Филипповой. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 432 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00349-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469155 (дата обращения: 27.08.2024).
- Системная семейная терапия : интегративная модель диагностики, Черников, А. В., 2005
- Стратегии семейной терапии : терапия Милтона Эриксона в контексте семейной терапии: пер. с англ., Эриксон, М., 2001
- Стратегическая семейная терапия : учеб. пособие, Маданес, К., 1999
- Теория семейных систем Мюррея Боуэна : основные понятия, методы и клиническая практика, Боуэн, М., 2012