• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Системы профессионального образования в России и в мире

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Системы профессионального образования в России и в мире» формирует у студентов способность к анализу данных и принятию информированных решений в сфере среднего профессионального образования с учетом многообразия систем профессионального образования и сред, в которых они функционируют. Ключевые вопросы, находящиеся в фокусе обучения: Каким бывает профессиональное образование ? Можем ли мы сравнивать разные системы профессионального образования между собой для разработки образовательной политики?
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Уметь производить базовый анализ количественных и качественных данных о профессиональном образовании
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • уметь работать в команде, представлять результаты проекта в виде презентации, отвечать на вопросы.
  • Уметь описывать и учитывать разнообразие институциональных ландшафтов систем профессионального образования в мире при использовании международных данных в исследовательской и аналитической деятельности;
  • Понимать и применять концепцию tertium comparationis при формулировании целей сравнительных исследований;
  • Уметь находить и анализировать ключевые статистические показатели используемые для описания функционирования систем профессионального образования в России и в мире;
  • Уметь искать информацию, систематизировать ее и отбирать
  • Уметь представлять и защищать свои идеи публично
  • Уметь разрабатывать дизайн сравнительных исследований систем профессионального образования
  • Уметь описывать разные подходы, применяемые для оценивания образовательных результатов в профессиональном образовании
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Системы профессионального образования и сравнительные исследования
  • Раздел 2. История профессионального образования и его трансформации в развитых и развивающихся странах.
  • Раздел 3. Вариативность систем профессионального образования и профессионализация школ и вузов.
  • Раздел 4. Основные тренды развития профессионального образования.
  • Раздел 5. Оценивание в профессиональном образовании.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оценивание 1 (вес 0,1) “Работа со статистическими данными”
    Поиск ответа на вопросы в статистических данных (не менее 5 вопросов). Примеры вопросов: Какие три страны в мире потратили больше всего в % от ВВП на программы профессионального образования в 2019 г.? В какой стране ОЭСР выше всего различия в заработках мужчин и женщин с третичным уровнем образования ( по последним доступным данным)?
  • неблокирующий Промежуточное оценивание 3 (вес 0,3) “Анализ “золотых стандартов” профессиональной подготовки”
    Защита групповых презентаций, содержащих результаты анализа набора предложенных текстов по одной из стран-источников “золотых стандартов” профессиональной подготовки. В фокусе анализа и публичной защиты находятся вопросы: • как устроена исследуемая система профессионального образования; • куда нацелено ее развитие; • каковы основные зоны экспериментирования.
  • блокирующий Итоговое оценивание-экзамен (0,4) “Проект исследования”
    Защита группового проекта (презентации) с дизайном сравнительного исследования, включающего: • Описание изучаемого феномена (tertium comparationis); • Выбор стран для исследования с аргументацией; • Цель исследования; • Исследовательские вопросы; • Методологию исследования (методы + данные); • Анализ ограничений исследования; • Ожидания в отношении практического применения/теоретического вклада результатов исследования.
  • неблокирующий Промежуточное оценивание 2 (0,2) “Эссе - Разведывательный обзор литературы”
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.4 * Итоговое оценивание-экзамен (0,4) “Проект исследования” + 0.1 * Оценивание 1 (вес 0,1) “Работа со статистическими данными” + 0.2 * Промежуточное оценивание 2 (0,2) “Эссе - Разведывательный обзор литературы” + 0.3 * Промежуточное оценивание 3 (вес 0,3) “Анализ “золотых стандартов” профессиональной подготовки”
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Беляков, С. А. Среднее профессиональное образование: состояние и прогноз развития : доклад / С. А. Беляков, Т. Л. Клячко, Е. А. Полушкина. — Москва : Дело РАНХиГС, 2018. — 48 с. — ISBN 978-5-7749-1336-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/107435 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., & Шабалин А. И. (2018). Дуальное Обучение В Российских Регионах: Модели, Лучшие Практики, Возможности Распространения. Вопросы Образования // Educational Studies, (2), 117. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2018i2p117.138
  • Исследование по сравнительному образованию: подходы и методы : учебное пособие / под редакцией М. Брэя [и др.] , перевод с английского М. Л. Ваховского, И. В. Разнатовского. — Москва : Высшая школа экономики, 2019. — 472 с. — ISBN 978-5-7598-1790-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173397 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Оценивание образовательных результатов в течение всей жизни: электронный портфолио: Монография / Смолянинова О.Г. - Краснояр.:СФУ, 2016. - 362 с.: ISBN 978-5-7638-3412-3

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., & Травкин П. В. (2019). Трудоустройство Выпускников Системы Среднего Профессионального Образования: Все Еще Омут Или Уже Брод. Вопросы Образования // Educational Studies, (1), 109. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2019i1p109.136
  • Исследование по сравнительному образованию : подходы и методы, , 2019
  • Одинокая, М. А., Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалиста в Российской системе образования : учебное пособие / М. А. Одинокая. — Москва : Русайнс, 2021. — 128 с. — ISBN 978-5-4365-5179-1. — URL: https://book.ru/book/936758 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.

Авторы

  • Романова Ольга Анатольевна