• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Квантитативный анализ текста

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса даются сведения об истории и целях стилеметрии, преподаются используемые в филологии методы количественного анализа текста, включая ряд статистических методик обработки данных. Формируемая исследовательская компетенция велючает умение решать практические стилеметрические задачи, проводить анализ текста на базе формальных и содержательных признаков.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основная цель освоения дисциплины – позволить начинающим исследователям получить основные знания по количественному исследованию текста и стиля, его истории и направлениям развития, а также освоить базовые методики анализа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает историю и цели квантитативного анализа текста и стиля. Знает виды классификации и задачи классификации в лингвистике. Владеет базовыми мерами расстояния для объектов.
  • Знает понятие корреляции и основные коэффициенты. Владеет основами корреляционного анализа. Способен применить корреляционный анализ для лингвистических данных.
  • Знает подходы к определению художественного образа. Владеет изученной методикой анализа образов. Знает количественные меры анализа образов. Умеет интерпретировать полученные результаты.
  • Знает виды динамики стиля / текста. Формулирует исследовательскую задачу по исследованию динамики стиля / текста.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Квантитативный анализ текста и стиля. Классификация в филологии.
  • Корреляционный анализ лингвистических данных.
  • Образы: квантитативный анализ.
  • Квантитативный анализ динамики стиля.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Блиц
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    Активность * 0.2 + Блиц: Письменная работа * 0.3 + Экзамен: Устный опрос * 0.5
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Hoover, D. L., O’Halloran, K., & Culpeper, J. (2014). Digital Literary Studies : Corpus Approaches to Poetry, Prose, and Drama. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=697081
  • Введение в анализ данных : Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры, Миркин Б.Г., НИУ ВШЭ, 2017
  • Введение в анализ данных : учебник и практикум для вузов, Миркин, Б. Г., 2015
  • Введение в когнитивную лингвистику : учеб. пособие, Маслова, В. А., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Колесникова, С. М.  Когнитивная лингвистика : учебник для вузов / С. М. Колесникова, Е. В. Алтабаева, А. Т. Грязнова ; под редакцией С. М. Колесниковой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 192 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15454-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520470 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Коннова, М. Н. Введение в когнитивную лингвистику : учебное пособие / М. Н. Коннова. — 2-е изд. — Калининград : БФУ им. И.Канта, 2012. — 313 с. — ISBN 978-5-9971-1092-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/13165 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Метод кластер-анализа для поддержки принятия решений:обзор : препринт, Миркин Б.Г., 2011
  • Ранговые корреляции, Кендэлл, М., 1975