• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Научно-исследовательский семинар "Древний мир в свидетельствах письменных источников"

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 1-3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

НИС адресован студентам, готовящим письменные работы по истории древнего мира или интересующимся ею, и предназначен для того, чтобы сформировать у них представления об основных категориях нарративных источников по истории древнего мира и о принципах работы с ними. Освещение материала в НИС строится по трем блокам: античные письменные источники (грекоязычные и латинские) по истории древнего Востока (проф. И.А. Ладынин); латинская литература «золотого века» как источник по истории Рима конца I в. до н.э. – I в. н.э. (доц. Н.С. Алмазова); правовые и церковные источники по истории поздней античности (доц. Е.С. Марей). В рамках первого блока возможна, при желании студентов, работа с собственно восточными источниками. НИС включает в себя семинарские занятия, проходящие в форме чтения и интерпретации текстов источников (в русском переводе, с элементами обсуждения подлинных текстов, при владении по крайней мере отдельными студентами древнегреческим и латинским языками
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • создать представления об античной историографии V в. до н.э. – первых веков н.э., об особенностях представлений народов древнего Востока о своем прошлом (на примере древнего Египта) и их рецепции в античной традиции.
  • создать представления о латинской литературе "века Августа" как историческом источнике, а также культурно-историческом феномене.
  • Сформировать понимание специфики правовых и церковных источников по истории Поздней Античности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выработка представлений об античной историографии V в. до н.э. – первых веков н.э., навыков анализа ее произведений; знаний об особенностях представлений народов древнего Востока о своем прошлом (на примере древнего Египта) и их рецепции в античной традиции.
  • Выработка представлений о латинской литературе "века Августа" как историческом источнике, а также культурно-историческом феномене.
  • Понимание специфики правовых и церковных источников по истории Поздней Античности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Античные письменные источники (грекоязычные и латинские) по истории древнего Востока (на примере Египта)
  • Латинская литература «золотого века» как источник по истории Рима конца I в. до н.э. – I в. н.э.
  • Правовые и церковные источники по истории Поздней Античности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Преподаватель оценивает работу студентов на каждом семинарском занятии по 10-ти балльной шкале. Общая оценка за семинарские занятия представляет собой среднее арифметическое оценок, полученных на всех семинарских занятиях (способ округления - арифметический, к ближайшему целому). Отсутствие на семинаре оценивается в 0 баллов, отсутствие ответа на семинаре оценивается в 0 баллов.
  • неблокирующий Доклад по теме
    Студент готовит устное сообщение продолжительностью не более 10-12 минут по согласованной с преподавателями теме. Сообщение должно отражать проведенное студентом источниковедческое исследование. В случае если студент готовит курсовую работу по тематике истории древнего мира, сообщение соответствует источниковедческому разделу курсовой работы; в ином случае студент готовит сообщение по выбранной им теме из списка, предложенного ведущими НИС преподавателями. После устного сообщения студента ему задают вопросы и высказываются ведущий семинар преподаватель и присутствующие на семинаре студенты; активность студентов в обсуждении оценивается по системе и критериям работы в семинаре. В общей сложности обсуждение одного устного сообщения занимает до 14-15 минут; на одном семинарском занятии может быть обсуждено до трех устных сообщений.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.4 * Доклад по теме + 0.2 * Работа на семинарах + 0.2 * Работа на семинарах + 0.2 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Historical introduction to the study of Roman law, Jolowicz, H. F., 2008
  • Holy bishops in late antiquity : the nature of Christian leadership in an age of transition, Rapp, C., 2013
  • The role of the bishop in late antiquity : conflict and compromise, Fear, A., 2013
  • The Roman empire : a very short introduction, Kelly, C., 2006
  • История Древнего Востока : учеб. пособие для вузов, Бухарин, М. Д., 2009
  • История Древнего Востока : учебник, Кузищин В.И., 2005
  • История Древнего Рима : учебник для вузов, Кузищин, В. И., 2001
  • История Древнего Рима : учебник для вузов, Кузищин, В. И., 2005
  • История Римской литературы, Дуров, В. С., 2022
  • Римское право, Новицкий, И.Б., 1998
  • Сказки и повести Древнего Египта, , 1956

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A companion to late Antiquity, , 2009
  • A companion to religion in late antiquity, , 2018
  • A social and cultural history of late antiquity, Boin, D., 2018
  • Ancient Egypt : a very short introduction, Shaw, I., 2004
  • Ancient Egypt : anatomy of a civilization, Kemp, B., 2018
  • Ancient Egypt : state and society, LLoyd, A. B., 2014
  • Ancient Egyptian literature : theory and practice, , 2013
  • Apollo, Augustus, and the poets, Miller, J. F., 2009
  • Augustus : introduction to the life of an emperor, Galinsky, K., 2012
  • Augustus and the family at the birth of the Roman Empire, Severy, B., 2010
  • Cultural memories in the Roman Empire, , 2015
  • Late antiquity : a guide to the postclassical world, , 1999
  • Power and persuasion in late antiquity : towards a Christian empire, Brown, P., 1992
  • Roman law and the legal world of the Romans, Riggsby, A. M., 2010
  • The Cambridge companion to Roman law, , 2015
  • The elements of Roman law, Lee, R. W., 2004
  • The Mediterranean world in late antiquity, 395-700 AD, Cameron, A., 2012
  • The Oxford dictionary of Late Antiquity. Vol. 1: A - I, , 2018
  • The Oxford dictionary of Late Antiquity. Vol. 2: J - Z, , 2018
  • The Romans in the age of Augustus, Lintott, A., 2010
  • The social world of intellectuals in the Roman Empire : sophists, philosophers, and christians, Eshleman, K., 2012
  • Геродот, Суриков, И. Е., 2009
  • Дигесты Юстиниана : очерки по истории составления и общая характеристика, 131 с., Перетерский, И. С., 1956
  • История Древнего Востока. Т.1: ., Тураев, Б. А., 1935
  • История Древнего Востока. Т.2: ., Тураев, Б. А., 1935
  • История Древнего Рима, Машкин, Н. А., 2006
  • Писцы Древнего Египта, Коростовцев, М. А., 2001

Авторы

  • Марей Елена Сергеевна
  • Алмазова Наталья Сергеевна
  • Ладынин Иван Андреевич