2023/2024





Современный город: от семантики пространства к языкам визуального
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент медиа
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Суворова Анна Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
Целью освоения дисциплины «Современный город: от семантики пространства к языкам визуального» является погружение студентов в проблематику современного урбанизма и изучение социальных, культурных, архитектурных, планировочных и иных аспектов современного городского пространства с использованием семиотического и дискурс-анализа и других подходов и концепций, связанных с интерпретацией символики и визуальности городской среды. В курсе «Современный город: от семантики пространства к языкам визуального» во взаимосвязи с российским урбанистическим ландшафтом рассматриваются: 1) специфика концепций ландшафта города; 2) архитектурная стилистика модернистской архитектуры и ее трансформации на современном этапе; 3) выразительные, символические и культурные аспекты монументального искусства; 4) семантика и визуальность стрит-арта и паблик-арта. Слушатели курса получат ответы на вопросы о том, как соотносится урбанистическая среда и политический, социальный, экономический дискурсы и как интерпретировать городское пространство; получат навыки формально-стилистического, семиотического и дискурс-анализа пространства современного города. Курс предполагает знакомство с классическими и актуальными исследованиями по проблемам семантики и визуальности урбанистической среды, а также интерактивные задания, направленные на изучение конкретных городских пространств. Таким образом, курс «Современный город: от семантики пространства к языкам визуального» позволит увидеть привычные городские пространства в новой оптике и даст ключи к их интерпретации и ценностные установки для управления и проектирования в современной городской среде.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Современный город: от семантики пространства к языкам визуального» является погружение студентов в проблематику современного урбанизма и изучение социальных, культурных, архитектурных, планировочных и иных аспектов современного городского пространства с использованием семиотического и дискурс-анализа и других подходов и концепций, связанных с интерпретацией символики и визуальности городской среды.
Планируемые результаты обучения
- - Владеет представлениями о специфике концепций ландшафта города
- - Выявляет основные черты и особенности архитектурной стилистики модернистской архитектуры и ее трансформации на современном этапе
- - Умеет анализировать выразительные, символические и культурные аспекты монументального искусства
- - Владеет представлениями о семантике и визуальности стрит-арта и паблик-арта
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Ландшафт города: основные концепции
- Раздел 2. Архитектурная стилистика модернистской архитектуры и ее трансформации на современном этапе
- Раздел 3. Монументальное искусство в пространстве города
- Раздел 4. Современное искусство в городской среде
Элементы контроля
- Самостоятельная работаСамостоятельная работа предполагает подготовку к докладу, который необходимо презентовать на семинарском занятии. Самостоятельная работа выполняется в небольших группах до 4-5 студентов. Доклады должны соответствовать заявленным темам и критериям научности. Доклад сопровождается презентацией (количество слайдов - на усмотрение выступающей группы). Доклад длится до 20 минут, из которых: 5 минут отводится на обсуждение материала доклада после его презентации и на вопросы от аудитории и преподавателя, и также 5 минут для проведения игры после завершения доклада.
- ТестТест выполняется в системе Smart LMS или в письменном виде (аудиторно) и оценивается по 10-тибальной шкале. Тест состоит из вопросов, которые могут содержать один или несколько правильных ответов. Некоторые вопросы содержат в себе возможность вписать необходимое слово/словосочетание, или привести краткий ответ.
- Письменная работаПисьменная работа предполагает выполнение задания в системе smart-lms на семинаре. На усмотрение преподавателя, письменная работа может выполняться индивидуально или в мини-группах. На выполнение отводится 80 минут.
- Контрольная работаКонтрольная работа выполняется в системе Smart-lms на семинаре (индивидуально или в группе - по решению преподавателя). На выполнение задания отводится 1 пара (80 минут). Контрольная работа содержит в себе 5 заданий, где нужно дать развернутый письменный ответ.
- ЭкзаменНа экзамене студент должен продемонстрировать общие знания по всему курсу, понимание особенностей процессов, изучаемых в рамках курса, и знакомство с основными научными трудами по теме. Экзамен проходит в виде теста (далее – итоговый тест), где студенту будут предложены вопросы с вариантами ответов или с предложением вписать необходимое слово/словосочетание в предоставленный фрагмент текста. Вместе с этим, тест может содержать цветные или черно-белые картинки, которые студент должен будет идентифицировать и соотнести с правильным вариантом ответа. Оценки за итоговый тест выставляются по 10-бальной шкале, в зависимости от количества правильных ответов.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Письменная работа + 0.2 * Самостоятельная работа + 0.2 * Тест + 0.2 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Вся история искусства. Живопись, архитектура, скульптура, декоративное искусство, , 2011
- Галкова, О. В. Культурный ландшафт (методология и историография) : монография / О. В. Галкова. — Волгоград : ВолгГМУ, 2020. — 372 с. — ISBN 978-5-9652-0485-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/179543 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- История искусства, Акимова, Л. И., 2003
- Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство : сб. статей, Каганский, В. Л., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- История искусства Западной Европы от Античности до наших дней : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2009