2023/2024
Практическая социология в управлении образованием
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент государственного администрирования
Когда читается:
1 модуль
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Вейхер Андрей Алексеевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина даёт обучающимся знания и навыки, которые позволяют им выявлять в ситуациях принятия управленческих решений аспекты, затрагивающие различные интересы участников этих ситуаций, могущие вызывать разное и неочевидное их поведение. Большая часть рассматриваемых ситуаций относится к уровню образовательной организации и окружающей его социальной среды. В нескольких случаях обучающиеся получают возможность рассмотреть в событиях на уровне коллективов проявления процессов более высокого уровня - от города до субъекта Федерации, т.е. общесоциальные (например, снижение авторитетности профессии учителя, неизбежные следствия роста доступности образования всех уровней и связанных с этим несовпадающих, асинхронных изменений в системе социальных норм общества). Методы практического использования социологического знания изучаются с упором на понимание содержательных аспектов показателей и процедур оценки состояния и взаимосвязей объектов управления, тенденций их изменения. Учащиеся научаются при постановке задач педагогического, экономического, управленческого и иного изучения образовательных систем выявлять задачи, которые можно и нужно решать с использованием методов социологии. Особо рассматриваются приёмы доработки результатов социологической работы для использования специалистами и руководителями без социологической квалификации.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины является формирования компетенций: оценивает необходимость использования социологической информации для обоснования управленческого решения; находит в разных источниках такую информацию или возможность её получения и оценивает её надёжность (соответствие современным требованиям технологий сбора, анализа и интерпретации полученных данных); делает выводы для обоснования управленческого решения.
Планируемые результаты обучения
- Выявляет в реальной структуре ситуаций, для которой вырабатываются управленческого решения, элементы и связи, нуждающиеся в привлечением социологических знания и информации.
- Использует критерии качества инструментов социологических исследований, проведения выборок, применяя их на практике на всех стадиях исследований.
- Использует социологические данные для обоснования и формулирования управленческих задач и решений.
- Описывает управленческую ситуацию в понятиях социологии, позволяющих провести поиск нужной информации.
- Оценивает субъектов /акторов и агентов/ управленческой ситуации по полноте информации об их имеющихся интересах, готовности к действиям, возможным реакциям на изменения условий и норм деятельности.
- Применяет основные методы обработки данных Qual в социологических, экономических и других исследованиях
- Применяет основные методы обработки данных Quan в социологических, экономических и других исследованиях.
- Применяет основные типы безопросных методов социологического исследования.
- Применяет основные типы социологического опроса и наблюдения.
- Разрабатывает план работы по базовой структуре социологического исследования
Содержание учебной дисциплины
- Введение.
- Термины социологии – как говорят о жизни социологи?
- Перевод проблем и задач управления в задачи социологического рассмотрения.
- Организация социологической работы по задачам разных типов.
- Методы работы социологов без опросов и специальных наблюдений.
- Методы cоциологических опросов и наблюдений (СОиН)
- Обеспечение качества социологического исследования на разных стадиях его проведения.
- Обработка собранного о качествах субъектов, их отношениях и обстоятельствах жизни (Qual).
- Обработка собранных данных об интенсивности качеств субъектов, влияния их друг на друга и зависимости от обстоятельств жизни (Quan).
- Перевод социологических результатов в категории управленческих действий.
Элементы контроля
- Тест 1 "Какому термину социологии соответствует описанный кейс?"Вес в накопленной оценке общий - 0,1; вес вопросов к одной теме - 0,01
- Тест 2 Соответствие методов задачам социологического исследованияВес в накопленной оценке общий - 0,1; вес вопросов к одной теме - 0,01
- Домашнее задание 1 Перевод проблем и задач управления в задачи социологического рассмотрения.
- Домашнее задание 2. Критерии оценки качества социологического исследования по заданной теме.Перечислить применительно к заданной теме критерии и методы оценки качества проводимого исследования
- Контрольная работаПо выданному преподавателем массиву данных выбрать метод обработки и провести обработку выбранным методом с интерпретацией полученного результата и оценки его репрезентативности.
- Экзамен10 билетов по 3 вопроса.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 1 модуль0.2 * Домашнее задание 1 Перевод проблем и задач управления в задачи социологического рассмотрения. + 0.2 * Домашнее задание 2. Критерии оценки качества социологического исследования по заданной теме. + 0.1 * Контрольная работа + 0.1 * Тест 1 "Какому термину социологии соответствует описанный кейс?" + 0.1 * Тест 2 Соответствие методов задачам социологического исследования + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Социология образования : учебник и практикум для вузов / А. М. Осипов [и др.] ; под редакцией А. М. Осипова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 365 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07474-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452870 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Социология образования : учебно-методическое пособие, Вейхер, А.А., 2014