2023/2024![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Осень социализма: политика, культура и социум в позднем СССР
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Школа исторических наук
Когда читается:
2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Карпенкина Янина Валерьевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
В настоящем курсе будет представлена история т.н. “позднего Советского Союза”, хронологические рамки которого, впрочем, весьма широки - с 1953 г. до 1991 г. или - “от Хрущева до Горбачева”. Мы подробно остановимся на переломных этапах во внутренней и внешней политике СССР. Кроме того, в центре внимания будут культурные преобразования, вызвавшие структурные общественные изменения. Значительное внимание планируется уделить феномену советской повседневности и его видоизменениям. При этом история Советского Союза вышеозначенного периода будет вписана в международный контекст, что поможет студентам глубже понять истоки и направления трансформации “советского проекта”. Основной целью курса является выявление ключевых причин и хода общественно-политической деградации СССР, приведшей, в итоге, к его распаду.
Цель освоения дисциплины
- познакомить студентов с ключевыми политическими и социальными процессами, а также экономическими и культурными переменами в СССР 1953 – 1991 гг.
- вместе со студентами проанализировать наиболее значимые политические события это исторического периода
- помочь студентам выработать умение формировать собственные суждения об историческом материале на основе критического анализа исторических свидетельств и концепций.
- научить их понимать взаимосвязь исторических процессов и роли человека в истории
Планируемые результаты обучения
- студент владеет навыком использования данных, полученных из источников, для формирования собственных суждений об историческом материале по истории позднесоветского периода
- студент владеет навыком использования данных, полученных из источников, для формирования собственных суждений об историческом материале по истории позднесоветского периода.
- студент знает основные факты истории Советского Союза, 1953-1991 гг. России в 19-нач. 20 вв.
- студент умеет анализировать исторические работы и источники истории по заявленной теме
Содержание учебной дисциплины
- Хрущевские годы (1953-1964)
- "Развитой социализм" (1965-1985)
- СССР и Горбачев
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.2 * Промежуточный тест + 0.4 * Семинары + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Gregory, P. R. (2006). The Rise and Fall of the Soviet Economy: An Economic History of the USSR from 1945. https://doi.org/10.1093/ehr/cel206
- Pobedash, D., & Kalinin, D. (2016). The personal and the political: Mikhail Gorbachev through the eyes of his contemporaries ; Михаил Горбачев: личность и политика главы государства глазами современников. https://doi.org/10.15826/qr.2016.1.144
- Sergey Kuznetsov. (2019). Н.С. Хрущёв и борьба с излишествами в советской архитектуре (1949–1954 годы). https://doi.org/10.22337/2077-9038-2019-3-5-10
- Внешняя политика Горбачева, 1985 - 1991 гг., Полынов, М. Ф., 2014
- Вызовы в жизни и деятельности М.С.Горбачева, , 2009
- Горлов, В. Н. (2017). Н.С. Хрущёв И Переход К Массовому Жилищному Строительству В Советском Союзе. Bulletin of the MSRU. Series History & Political Sciences, 1, 71–81. https://doi.org/10.18384/2310-676X-2017-1-71-81
- Горлов, В. Н. (2018). Н.С. Хрущёв И Образование «Большой Москвы» В 1960 Году. Bulletin of the MSRU. Series History & Political Sciences, 5, 216–220. https://doi.org/10.18384/2310-676X-2018-5-216-220
- Избранные труды. Т.5: Перестройка Горбачева, Попов, Г. Х., 1996
- Некрасов, В., & Хромов, Е. (2011). Н.С. Хрущёв И Новая Энергетическая Политика (Вторая Половина 1950-Х Первая Половина 1960-Х Гг.): Власть, Реформы, Идеология.
- Неоконченная история. Три цвета времени : беседы М. С. Горбачева с политологом Б. Ф. Славиным, Горбачев, М. С., 2005
- Неудавшаяся империя : Советский Союз в холодной войне от Сталина до Горбачева, Зубок, В. М., 2011
- Плужников, С. (2010). Н.С. Хрущев Как Антисталинист.
- Полынов, М. (2009). М.С. Горбачев: Начало Реформаторской Деятельности. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FAF60CE7
- Полынов, М. (2012). М. С. Горбачев И Новое Политическое Мышление: Истоки, Основные Идеи, Результаты.
- ЧЕРНЯЕВ А.С. (2012). Двойной портрет: Брежнев — Горбачев (II). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.427BF22E
- Шевырин, В. (2012). 2012.03.020. Вдовин А.И. История Ссср От Ленина До Горбачёва. - М.: Вече, 2011. - 528 С.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Shcherbak, A. (2015). Nationalism in the USSR: a historical and comparative perspective. Nationalities Papers, 43(6), 866–885. https://doi.org/10.1080/00905992.2015.1072811
- Блюм, А., & Захаров, С. В. (2010). Demographic history of the USSR and Russia in the mirror of generations ; Демографическая история СССР и России в зеркале поколений.
- ЗАЕЛЬСКАЯ СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА. (2015). Партийное И Советское Руководство Учреждениями Культуры На Урале В 1960-Е - 1970-Е Гг.
- ИЛЬЮЩЕНКО ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ. (2015). Культура советского общепита в 1970-х - 1980-х годах: достижения и проблемы.
- Михалева, Г. В. (2017). Герменевтический анализ советских игровых фильмов эпохи «застоя» (1969-1984 гг.) на студенческую тему. European Researcher, 8(4), 297–312. https://doi.org/10.13187/er.2017.4.297
- Нина Яковлевна Сипкина. (2014). Тенденции и особенности отечественного литературного процесса «эпохи застоя» (вт. пол. 1960-х - перв. пол. 1980-х гг.): современное осмысление. Izvestiya Sochi State University, 31(3), 209–218.