2023/2024
Введение в историю человечества
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Школа исторических наук
Когда читается:
2, 3 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках этой дисциплины студентам предстоит получить представление об основных чертах всемирно-исторического процесса с древнейших времен до наших дней. Основное внимание уделяется социально-политической динамике в Европе, Северной и Латинской Америке, Передней и Восточной Азии. Рассматриваются ключевые факторы, определявшие жизнь людей в этих регионах: формы социальной и политической организации и способы их коррекции (реформы и революции), религиозные новации, демографические тенденции, военные конфликты. Особое внимание уделяется формированию исторической оптики и знакомству с актуальной исследовательской литературой, что позволит студентам в дальнейшем самостоятельно осваивать новый материал.
Цель освоения дисциплины
- Овладение студентами основными концепциями исторического знания, исторического процесса и понятийным аппаратом исторической науки.
- Создание представления о ходе и закономерностях всемирно-исторического процесса, взаимосвязи исторических эпох и событий всемирной истории.
- Формирование представлений о множественности интерпретаций всемирной истории на основе анализа исторических источников и специальной литературы.
Планируемые результаты обучения
- Знает основные причины и проявления политического, экономического, идеологического кризиса Римской империи III-V вв. и ход образования романо-варварских королевств в V-VI вв.
- Знает периодизацию истории Средних веков и особенности позднего Средневековья
- Знает периодизацию истории Средних веков и особенности раннего и высокого Средневековья
- Знает периодизацию истории Средних веков и особенности раннего и высокого Средневековья.
- Имеет представление об основах гуманистической культуры и особенностях Возрождения в Западной Европе XIV-XVI вв.
- Выделяет ключевые аспекты раннего нового времени
- Определяет ключевые признаки революции (в т.ч. применительно к революциям XVI-XVIII вв.)
- Анализирует общественно-политическую и экономическую динамику Европы XIX в.
- Выделяет основные аспекты развития Восточной Азии в XIX в.
- Определяет и анализирует основные тенденции XX в.
- Выделяет содержание двух демографических переходов
- Выделяет специфические черты авторитарных, тоталитарных и демократических режимов
- Выделяет конституирующие признаки военных конфликтов XX в.
- Определяет основные черты развития Древнего Востока
- Определяет ключевые аспекты развития Древней Греции
- Называет ключевые черты институционального устройства Рима периода республики
- Называет главные черты развития императорского Рима
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Древний Восток
- Тема 2. Древняя Греция
- Тема 3. Республиканский Рим
- Тема 4. Императорский Рим
- Тема 5. Понятия "Средние века" и "феодализм".
- Тема 6. Раннее Средневековье: континуитет или разрыв с поздней Античностью?
- Тема 7. "Апогей Европы". Западная Европа в высоком Средневековье.
- Тема 8. "Осень Средневековья": Европа в XIV-XV вв. Войны и дипломатия.
- Тема 9. Европа в раннее новое время
- Тема 10. Революции в Западной Европе XVI–XVIII (Нидерланды, Англия, Франция)
- Тема 11. Европа в XIX в.: модернизация и имперская экспансия
- Тема 12. Восточная Азия в XIX в.
- Тема 13. Основные тенденции XX века
- Тема 14. Демографическая революция XX века
- Тема 15. Политические альтернативы XX века
- Тема 16. Война в XX веке
Элементы контроля
- Работа на семинарахСистематическая включенность в работу на семинарских занятиях
- Рецензия на книгу по всемирной историиПодготовка текста рецензии
- Устный экзаменУстный экзамен
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 3 модуль0.15 * Работа на семинарах + 0.15 * Работа на семинарах + 0.2 * Рецензия на книгу по всемирной истории + 0.5 * Устный экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Автократия, или Одиночество власти, Голосов, Г. В., 2019
- Война, или В плену насилия, Куманьков, А. Д., 2019
- Всемирная история : учебник для вузов, Поляк, Г. Б., 2009
- Демографическая история и демографическая теория : курс лекций, Вишневский, А. Г., 2019
- Демократизация : учеб. пособие, Берг-Шлоссер, Д., 2015
- Европа нового и новейшего времени с 1789 года и до наших дней, Бриггс, Э., 2006
- Европа раннего Нового времени, 1500 - 1789, Кенигсбергер, Г., 2006
- Император Мэйдзи и его Япония, Мещеряков, А. Н., 2009
- История Востока. Т.1: ., Васильев, Л. С., 2003
- История Древнего Рима : учебник для вузов, Кузищин, В. И., 2002
- История Древней Греции : учебник для вузов, Андреев, Ю. В., 2003
- Революции : очень краткое введение, Голдстоун, Д. А., 2015
- Споры о демократии : политические идеи в Европе XX века, Мюллер, Я.-В., 2014
- Старый порядок во Франции и его крушение, Чудинов, А. В., 2017
- Эпоха крайностей : короткий двадцатый век (1914-1991), Хобсбаум, Э., 2020
Рекомендуемая дополнительная литература
- Terra Nipponica: среда обитания и среда воображения, Мещеряков, А. Н., 2014
- Афины на пути к демократии : VIII - V века до н.э., Гущин, В. Р., 2021
- Война в XXI веке, Куманьков, А. Д., 2020
- История средних веков. Т.1: ., Хачатурян, Н. А., 2003
- История средних веков. Т.2: Раннее Новое время, Дмитриева, О. В., 2003
- История Французской революции : пути познания, Чудинов, А. В., 2017
- Источники социальной власти. Т.3: Глобальные империи и революция, 1890 - 1945 годы, Манн, М., 2018
- Источники социальной власти. Т.4: Глобализации, 1945 - 2011 годы, Манн, М., 2018
- Нация, или Могущество мифа, Миллер, А. И., 2016
- Почему важна демография, Дорлинг, Д., 2022
- Простые люди и повседневная жизнь Древнего Рима, Сергеенко, М. Е., 2017
- Пути истории : от древнейшего человека до наших дней, Дьяконов, И. М., 2010
- Республика. Полная версия, Хархордин, О. В., 2021
- Реформация, Пэриш, Х. Л., 2020
- Фашизм : история и толкование, Джентиле, Э., 2022