2023/2024
Социальные исследования аудитории и публики
Статус:
Майнор
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Анализ аудитории и публики - важнейшее направление социальных исследований, основные субъекты которого - не только научно-исследовательские структуры, но и медиакомпании, а также широкий круг субъектов, решающих различные коммуникационные задачи (рекламодатели, рекламные агентства, субъекты деятельности по связям с общественностью). В основе анализа аудитории находятся медиаизмерения - количественные исследования, которые реализуются посредством как опросных методов, так и автоматизированных измерительных технологий. В рамках дисциплины также рассматриваются различные количественно-качественные (например, тесты медийных концепций, usability тесты, автоматизированные измерения реакции аудитории, исследования аудитории методом eye-tracking и др.) и качественные (глубинные интервью, фокус-группы) подходы к изучению аудитории и публики.
Цель освоения дисциплины
- Овладение основными положениями социальной теории аудитории и публики.
- Формирование комплексного понимания закономерностей поведения аудитории и публики, как общего характера, так и в частных проявлениях.
- Ознакомление с основными методами изучения аудитории и публики.
- Овладение навыками анализа аудитории и публики в отраслевой практике, в том числе в контексте изучения медиарынков, в функционировании и развитии медиапредприятий, в редакционной деятельности, а также в рекламной деятельности и связях с общественностью.
Планируемые результаты обучения
- Проводит медиаметрический анализ.
- Использует основные методы измерения аудитории различных типов медиа.
- Ориентируется в предметной области теоретических и индустриальных социологических исследований аудитории и публики.
- Проводит исследования с использованием качественных методов анализа аудитории и публики.
- Проводит исследования с использованием количественных методов анализа аудитории и публики.
Содержание учебной дисциплины
- Теоретические основы изучения аудитории и публики
- Измерения аудитории медиа
- Медиаметрические показатели
- Специальные (ad hoc) количественные исследования аудитории и публики
- Качественные исследования аудитории и публики
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.3 * Групповой проект + 0.3 * Домашнее задание + 0.11 * Защита исследовательского проекта + 0.29 * Семинары
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Индустрия рейтингов : введение в медиаметрию: учеб. пособие для вузов, Фомичева, И. Д., 2004
- Массовая коммуникация и общество : введ. в теорию и исслед., Назаров, М. М., 2010
- Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2006
Рекомендуемая дополнительная литература
- Основы медиабизнеса : учеб. пособие для вузов, Вартанова, Е. Л., 2009
- Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2000