2023/2024
Психология потребителя
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Школа коммуникаций
Когда читается:
4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Запорожцева Людмила Евгеньевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина направлена на изучение психологии потребителя и социально-психологических закономерностей потребительского поведения при выборе продуктов и брендов, механизмах воздействия рекламы. Дисциплина предназначена для студентов различных специальностей, предполагающих работать в сфере коммуникаций.
Цель освоения дисциплины
- Изучить основные социально-психологические закономерности потребительского поведения.
- Сформировать представление о психологических механизмах воздействия рекламы и технологиях управления поведением потребителя.
- Овладеть навыками анализа мотивации потребительского поведения человека.
- Применять знания о психологии потребителя для осмысления и решения прикладных проблем в практической сфере коммуникаций.
Планируемые результаты обучения
- Определяет взаимосвязь психологии потребителя и маркетинга.
- Определяет психологию потребителя как дисциплину.
- Характеризует сенсорные системы человека.
- Знает, как сенсорные системы человека влияют на его потребительские предпочтения.
- Знает о роли потребительских драйверов при построении маркетинговых стратегий.
- Объясняет поведение потребителя с помощью мотивационных теорий.
- Определяет влияние культурного контекста и семиосферы на потребительское поведение.
- Характеризует понятия культурного контекста, культурной среды и семиосферы в контексте потребительского поведения.
- Знает основные когнитивные искажения и их значение в коммуникации с потребителями.
- Определяет назначение и характеристику основных методов изучения потребительского поведения: интервью, фокус-группа, опросный метод, этнография, нетнография, эксперимент, нейрофизиологические методы.
- Знает классификацию потребностей личности.
- Характеризует потребительскую сферу личности.
- Умеет отслеживать когнитивные искажения в маркетинговых сообщениях.
- Различает особенности потребительского поведения различных рынков с учетом культурной среды.
- Определяет роль социального влияния в формировании потребительского поведения.
- Знает об особенностях социально-психологического влияния лидеров мнений.
- Характеризует роль бренд-сообществ в формировании потребительского поведения.
- Характеризует особенности социальной идентичности в цифровой среде в контексте проблематики потребительского поведения.
- Знает особенности потребительского поведения в Metaverse.
- Характеризует роль социальных медиа в формировании потребительского поведения.
- Характеризует особенности взаимодействия потребителя с искусственным интеллектом в маркетинговой коммуникации.
- Знает и классифицирует основные эмпирические методы исследования потребительского поведения.
- Различает аттитюды, влияющие на поведение потребителя.
- Характеризует психологические исследования в контексте истории развития рекламы.
- Знает об этических основах влияния на психологию потребителя.
- Знает о современных нейробиологических исследованиях функций мозга.
- Знает особенности перцептивной обработки сенсорных процессов.
- Знает о биосемиотических основах психологии потребителя.
- Характеризует мотивационный конфликт в поведении потребителя.
- Определяет понятие социальных установок (аттитюдов).
- Знает классификацию аттитюдов в психологии потребителя.
- Знает особенности процесса изменения аттитюдов.
- Определяет роль аттитюдов в формировании лояльности бренду.
- Определяет понятие потребительского решения.
- Характеризует процесс принятия решения потребителем.
- Различает критическое и эмоциональное принятие решений потребителем.
- Характеризует парадокс выбора.
- Знает роль новых технологий, влияющих на принятие решений потребителем.
- Характеризует роль ошибочности суждений и когнитивных искажений при принятии решения потребителем.
- Классифицирует основные когнитивные искажения, встречающиеся в маркетинговой коммуникации.
- Характеризует понятие и роль "сарафанного радио" в маркетинге.
- Знает об этических основах влияния на потребителя в профессиональных целях.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в психологию потребителя.
- Тема 2. Психические процессы и их влияние на потребительские предпочтения.
- Тема 3. Мотивация потребителя.
- Тема 4. Аттитюды потребителя и лояльность бренду.
- Тема 5. Принятие решения потребителем.
- Тема 6. Когнитивные искажения при принятии решения потребителем.
- Тема 7. Роль культурного контекста в формировании потребительского поведения.
- Тема 8. Социальное влияние и его роль в потребительских предпочтениях.
- Тема 9. Поведение и психология потребителя в цифровой среде.
- Тема 10. Исследование потребительского поведения
Элементы контроля
- Активность на семинарахУчастие в дискуссии на занятиях на основе предварительно прочитанного материала
- Доклад на основании прочитанной научной статьиИндивидуальное задание
- Экзамен
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 4th module0.3 * Активность на семинарах + 0.3 * Доклад на основании прочитанной научной статьи + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Alpina - 24267 - К.Рапай; Р. Александров - Культурный код: Как мы живем, что покупаем и почему - 9785961482157 - Альпина Паблишер - 2022 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/24267
- Anthony G. Greenwald, Mahzarin R. Banaji, Anthony G. Grtenwald, Department Of Psychology, Washington Mahzarin, & R. Banaji. (1995). Implicit social cognition: Attitudes, self-esteem, and stereotypes. Http://Brainimaging.Waisman.Wisc.Edu/~perlman/Papers/Self/Greenwald_Banaji_PsychRev_1995.OCR.Pdf.
- Judgment under uncertainty: heuristics and biases, , 2008
- Morvan, C., & J. Jenkins, W. (2017). Judgment Under Uncertainty : Heuristics and Biases. Milton: Macat Library. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1552188
- Rastogi, C., Zhang, Y., Wei, D., Varshney, K. R., Dhurandhar, A., & Tomsett, R. (2020). Deciding Fast and Slow: The Role of Cognitive Biases in AI-assisted Decision-making.
- Russell W. Belk. (2017). Qualitative Consumer Research. Emerald Publishing Limited.
- Юрий Лотман. (n.d.). Внутри мыслящих миров.
Рекомендуемая дополнительная литература
- AlFalahi, K., Atif, Y., & Abraham, A. (2014). Models of Influence in Online Social Networks. International Journal of Intelligent Systems, 29(2), 161–183. https://doi.org/10.1002/int.21631
- Consumer Psychology for Marketing, Foxall, G., 1998
- Daniel, K. (2016). Heuristics and Biases. Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/cbo9781316422250.038
- Delbaere, M. (2016). The Cambridge handbook of consumer psychology. British Journal of Psychology, 107(4), 781–782. https://doi.org/10.1111/bjop.12221
- Isabelle Brocas, & Juan D. Carrillo. (2005). Biases in Perceptions, Beliefs and Behavior. Levine’s Bibliography. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.cla.levrem.172782000000000063
- Kardes, F. R., Herr, P., & Haugtvedt, C. P. (2008). Handbook of Consumer Psychology. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=216816
- Nygren Else, Hård af Segerstad Peder, Uppsala universitet Humanistisk-samhällsvetenskapliga vetenskapsområdet Samhällsvetenskapliga fakulteten Institutionen för informationsvetenskap Medier och kommunikation, & Tandefelt Max 1978-, U. universitet, M. och kommunikation. (2008). Web 2.0 and Network Society -PR and Communication: The Challenge of Online Social Networks. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edseur&AN=edseur..9200111.BibliographicResource.1000085957570
- Panwar, D., Anand, S., Ali, F., & Singal, K. (2019). Consumer Decision Making Process Models and their Applications to Market Strategy. International Management Review, 15(1), 36–44. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=135847331
- Robert V. Kozinets. (1998). On netnography: Initial reflections on consumer research investigations of cyberculture. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2911C7C1
- Shane Frederick. (2005). Cognitive Reflection and Decision Making. Journal of Economic Perspectives, (4), 25. https://doi.org/10.1257/089533005775196732
- Structural units of mass culture mythology : a cultural semiotic approach, Zaporozhtseva, L., 2019
- The psychology of consumer and social influence : theory and research, , 2016
- Zaporozhtseva, L. (2019). Structural units of mass culture mythology: a cultural semiotic approach ; Massikultuuri mütoloogia struktuuriühikud: kultuurisemiootiline lähenemine.
- Биология добра и зла : как наука объясняет наши поступки, Сапольски, Р., 2022
- Думай медленно ... решай быстро, Канеман, Д., 2016
- Маркетинговые исследования потребительского рынка : уникальный отечественный опыт: учеб. пособие для вузов, Анурин, В. Ф., 2004
- Мозг и музыка : как чувства проявляют себя в музыке и почему ее понимание доступно всем, Корсакова, М. Н., 2022
- Мозг и нервная система человека, , 2010
- Непредсказуемые механизмы культуры, Лотман, Ю. М., 2010
- Психология потребителя в маркетинге, Фоксол, Г., 2001
- Психология потребителя, Статт, Д., 2003
- Социальное влияние - 978-5-459-00397-0 - Зимбардо Филип, Ляйппе Майкл - 2011 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/339929 - 339929 - iBOOKS
- Фоломеева, Т. (2012). Потребительские аттитюды и лояльность. Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 12. Социология, 2.