2023/2024




Средневековая философия
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Когда читается:
3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Марей Александр Владимирович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках курса студенты получат представление о средневековой философии в ее связи с богословием, правом и медициной. Первый блок курса будет посвящен развитию позднеантичной и раннесредневековой патристики, формированию и развитию августинианства. Второй, имеющий, во-многом, переходное значение, блок представляет собой краткий очерк развития мусульманской философии, изучаемой, прежде всего, с точки зрения ее влияния на философию и богословие средневековой христианской Европы. Наконец, в третьем блоке мы коснемся собственно философии эпохи схоластики, рассмотрим основные вопросы теории бытия и познания, поднимавшиеся в период после XII века, познакомимся с влиянием Аристотеля на философию и богословие высокого Средневековья. Курс рассчитан на студентов пяти ОП (Философия, Культурология, История, История искусств, Филология), пререквизитов нет, однако желательно, чтобы они уже прослушали общий курс истории.
Цель освоения дисциплины
- Знать отличительные особенности средневековой философии
- Уметь различать патристику и схоластику
- Знать фигуры основных отцов Церкви и их идеи
- Понимать логику развития схоластической мысли
- Уметь отличать томизм от августинизма
Планируемые результаты обучения
- отличать христианство в ряду других монотеистических религий
- Аргументированно рассуждать о политической природе христианства после Никеи
- Выделять основные фигуры из отцов Церкви
- Анализировать основные проблемы августинианства как течения мысли
- различать основных арабских мыслителей
- Обоснованно объяснять особенности рецепции Платона и Аристотеля в арабском мире
- Аргументированно объяснять роль ислама в становлении арабской (мусульманской) философии
- Формулировать понятие схоластики и различать ее основные черты
- Доказательно объяснять отличие схоластики от патристики
- Различать доминиканскую и францисканскую схоластику, аргументировать отличие августинианства от томизма
- Выделять основные фигуры мысли эпохи схоластики
Элементы контроля
- Quaestio
- Доклад на семинареРабота на семинарах будет частично вестись в малых группах; каждая из групп готовит презентацию, посвященную либо фигуре кого-то из персонажей курса, либо одной из проблем ("Проблема универсалий: взгляд реалистов", например) и представляет ее; остальные задают вопросы / критикуют
- Зачет
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 3 модуль0.4 * Quaestio + 0.4 * Доклад на семинаре + 0.2 * Зачет
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Al-Ghazali, Averroes and the interpretation of the Qur'an : common sense and philosophy in Islam, Wohlman, A., 2013
- Alfarabi and the foundation of islamic political philosophy, Mahdi, M. S., 2010
- Ana Paula Tavares Magalhães. (2015). The medieval university and the ethos of knowledge: Franciscan friars, patristic tradition, and scholastic ‘instruments.’ https://doi.org/10.4025/actascieduc.v37i3.24397
- Andrew Gregory, & Christopher Tuckett. (2005). Trajectories Through the New Testament and the Apostolic Fathers. OUP Oxford.
- Angrist, J. D., & Lavy, V. (1999). Using Maimonides’ Rule to Estimate the Effect of Class Size on Scholastic Achievement. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8AB10B37
- Pagans and philosophers : the problem of paganism from Augustine to Leibniz, Marenbon, J., 2015
- Scholastic humanism and the unification of Europe. Vol.1: Foundations, Southern, R. W., 2002
- The Oxford guide to the historical reception of Augustine. Vol.1: ., , 2013
- The Oxford guide to the historical reception of Augustine. Vol.2: ., , 2013
- The school of Peter Abelard : the influence of Abelard's thought in the early scholastic period, Luscombe, D. E., 2008
- Wyclif and the Oxford schools : the relation of the 'Summa de Ente" to scholastic debates at Oxford in the later fourteenth century, Robson, J. A., 2008
- Аквинат, Стамп, Э., 2013
- Великие философы. Кн.2: Творческие основоположники философствования: Платон, Августин, Кант, Ясперс, К., 2019
- Ибн Сина (Авиценна), Сагадеев, А. В., 2022
- Ибн-Сина (Авиценна), Сагадеев, А. В., 1980
- Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского, Августин, Аврелий, 2003
- Лекции по истории логики : Авиценна, Бэкон, Гоббс, Декарт, Паскаль, Асмус, В. Ф., 2007
- Сюкияйнен, Л. (2017). Исламская Концепция Халифата: Исходные Начала И Современная Интерпретация. Russia & the Moslem World / Rossiya i Musul’manskii Mir, (9), 87–104. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=126397766
- Философы ислама: Авиценна (Ибн Сина), ас-Сухраварди, Ибн Араби, Наср, С. Х., 2022
Рекомендуемая дополнительная литература
- Aquinas, Bonaventure, and the scholastic culture of medieval Paris : preaching, prologues, and biblical commentary, Smith, R. B., 2021
- Thomas Aquinas and the civil economy tradition : the Mediterranean spirit of capitalism, Santori, P., 2021