2023/2024
Введение в психологию
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Когда читается:
1 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Манина Валерия Алексеевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Целями освоения дисциплины «Введение в психологию» является ознакомление студентов с основными понятиями, принятыми в психологии. В ходе курса будет рассмотрено становление психологии как науки и даны основные положения наиболее значимых психологических школ XIX – XX веков. Будут рассмотрены основные психические процессы, такие как память, мышление, эмоции, мотивация и др., затронуты основные положения психологии развития и педагогической психологии. Часть курса будет посвящена основным теориям личности и базовым понятиям социальной психологии. В ходе курса будет уделено внимание особенностям измерений в психологии.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Введение в психологию» является ознакомление студентов с основными понятиями, принятыми в психологии.
Планируемые результаты обучения
- Владеть навыками анализа и интерпретации источников литературы по психологии
- Владеть навыками обучения и расширения собственного знания
- Владеть техниками развития социальных и эмоциональных навыков
- Знать методы изучения психологических явлений, феноменов и процессов
- Знать о роли семьи и школы в процессе развития человека
- Знать основные возрастные периодизации
- Знать основные направление психологических исследований
- Знать основные направления теоретической и практической психологии
- Знать основные подходы к определению темперамента
- Знать основные понятия, закономерности и явления психологии когнитивных процессов
- Знать подходы к пониманию личности в разных психологических школах
- Знать примеры классических исследований и экспериментов в психологии
- Знать различные подходы к оценке психологических конструктов
- Знать различные теории мотивации и эмоций
- Понимать различие понятий индивид и личность
- Уметь интерпретировать результаты психологических методик
- Уметь обосновывать специфику психологического знания, использую современный культурный и научный контекст развития психологии
- Уметь определять качество оценочного инструментария
- Уметь понимать отличие житейской и научной психологии
- Уметь работать с учебной мотивацией, искать способы повышения мотивации
- Уметь различать различные акцентуации характера
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Психология как наука. Место психологии в структуре современных наук. Основные направления психологии XIX-XX в
- Тема 2. Когнитивные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.
- Тема 3. Индивид и личность: понятия темперамента, характера и личности. Основные теории личности.
- Тема 4. Психология развития. Возрастная и педагогическая психология.
- Тема 5. Психология эмоций и общее представление о мотивации.
- Тема 6. Психологическая диагностика: основные модели и методики.
- Тема 7. Основные понятия социальной психологии.
Элементы контроля
- Анализ фильмаАнализ эпизода из фильма с точки зрения психологии. Оценки выставляются по 10-ти балльной шкале. Критериями оценки являются: • выявление психологических феноменов, явлений и закономерностей в фильме; • верное использование системы понятий; • верное соотнесение концепций и феноменов с примерами из фильма; • наличие четкой и логичной структуры текста, отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических, а также фактических ошибок в тексте работы.
- Контрольное тестированиеПисьменная контрольная работа в виде теста. Вопросы формулируются на основе материала, который рассматривается в ходе всего курса. Тест студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к письменным, печатным или электронным источникам. В ходе выполнения теста не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов и пр.). При нарушении этого правила тест не засчитывается.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Введение в общую психологию : курс лекций: учеб. пособие для вузов, Гиппенрейтер, Ю. Б., 2002
- Психология развития, Крайг, Г., 2002
Рекомендуемая дополнительная литература
- Richard M. Ryan, & Edward L. Deci. (2000). Intrinsic and extrinsic motivations: Classic definitions and new directions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8B9581CC
- Гиппенрейтер, Ю. (2011). Уроки Общения С Ребенком. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4D9D9753
- Социальная психология : учебник для вузов, Андреева, Г. М., 2005