2023/2024
Анализ фильма
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Когда читается:
1-3 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Шулятьева Дина Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
9
Контактные часы:
84
Программа дисциплины
Аннотация
Курс "Анализ фильма" предполагает изучение основных подходов и методов анализа, а также теории фильма в исторической перспективе. Студентам предлагается рассмотреть фильм в трех измерениях (визуальном, аудиальном и словесном) и отработать навыки критического анализа и академического письма при работе с кинематографическим материалом. Курс предполагает также изучение фильма в широком спектре интермедийных связей (кинематограф, литература, фотография, театр, радио) как с точки зрения теории (взаимодействие теорий различных искусств, их взаимообмен и взаимообогащение), так и с точки зрения сопоставительного анализа материала (взаимопроникновение различных медиумов и адаптация свойств других искусств). Курс предназначен только для студентов-культурологов.
Цель освоения дисциплины
- Цель курса – изучить основные теории фильма в исторической динамике, сформировать представление об основных составляющих фильма и их взаимодействии как с точки зрения внутренней структуры, так и с точки зрения восприятия.
Планируемые результаты обучения
- Знать виды звука в кино, их функции и возможности.
- Знать концепцию Ж. Делеза об устройстве кинематографа
- Знать определения театральности в кино.
- Знать основные теории кино в метафорах
- Знать основные теории монтажа в исторической динамике
- знать основные элементы визуальной репрезентации фильма
- Знать теории В. Собчак, Л. Маркс.
- иметь представление о ненарративном кино в исторической динамике
- Иметь представление о развитии кинематографа как технологии, основных этапах развития истории и теории кино.
Содержание учебной дисциплины
- Введение. Фильм: визуальная и звуковая репрезентация. Основные этапы развития кино как технологии. Развитие теории кино.
- Основные категории визуальной репрезентации фильма
- Монтаж в теории и истории кино.
- Ненарративное кино
- Звук в кино
- Теория кино в метафорах: окно, рамка, глаз, зеркало, дверь, порог
- Теория Ж. Делеза
- Театральность, фотографичность, литературность в кино: возможности интермедийных взаимодействий.
- Гаптическая визуальность
Элементы контроля
- Активность на семинарах
- Коллоквиум
- Выступление
- Итоговое академическое эссе
- Оппонирование
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 2nd module0.3 * Активность на семинарах + 0.3 * Активность на семинарах + 0.4 * Коллоквиум
- 2023/2024 3rd module0.3 * Активность на семинарах + 0.3 * Выступление + 0.3 * Итоговое академическое эссе + 0.1 * Оппонирование
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Nowell-Smith, G. (1997). The Oxford History of World Cinema. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=287585
- Pethő, A. (2011). Cinema and Intermediality : The Passion for the In-between. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=522802
- Toby Miller, & Robert Stam. (2008). A Companion to Film Theory. [N.p.]: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=231749
Рекомендуемая дополнительная литература
- Abel, R. (2005). Encyclopedia of Early Cinema. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=106201