• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Кино и фотография: история теорий

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 1-3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

В центре внимания семинара – история теоретического осмысления фотографии и кино со времен появления первого дагерротипа (в 1839 году) до наших дней. Сквозь призму текстов Дзиги Вертова, Всеволода Пудовкина, Юрия Лотмана, Джона Бергера и других авторов мы рассмотрим, как фото- и видеоизображения порождали дискуссии на множество тем – от механизмов памяти до этики репрезентации. Сквозная тема семинара – взаимоотношение визуального и вербального; мы обсудим, как, при помощи слов, мы наделяем изображения смыслами. Семинар будет полезен студентам, которые хотят отточить навыки анализа изображений, а также обогатить теоретический инструментарий, который они используют при работе с визуальными источниками. (Семинар на русском языке; тексты на русском и английском языке.)
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с теоретическим инструментарием для анализа фотографии и кино
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • применять навыки медленного чтения при анализе первоисточников (реакций современников на новые медиа)
  • анализировать тексты с учетом их исторического контекста
  • выстраивать аргументацию и поддерживать дискуссию на основе текстов
  • критически анализировать теоретические описания фотографии и кино, в том числе выявляя их внутренние противоречия
  • Устанавливать связи между теориями фотографии и кино
  • Анализировать фото- и киноизображения не только в эстетическом, но и в этическом ключе
  • Применять приобретенный в ходе курса теоретический инструментарий для анализа современных явлений медиакультуры
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Фотография и кино: первые свидетельства
  • Фотография и кинематограф в эпоху модернизма и авангарда
  • Связь изображения и изображаемого
  • Цифровое изображение
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Форум (модули 1 и 2)
  • неблокирующий Вопрос по тексту (модули 1 и 2)
    Краткий письменный ответ на вопрос по одному из текстов семинара (10-15 мин). Текстом при ответе пользоваться можно.
  • неблокирующий Работа на семинаре (модули 1 и 2)
  • неблокирующий Письменная работа №1
  • неблокирующий Работа на семинаре (модуль 3)
  • неблокирующий Форум (модуль 3)
  • неблокирующий Вопрос по тексту (модуль 3)
    Краткий письменный ответ на вопрос по одному из текстов семинара (10-15мин). Текстом при ответе пользоваться можно.
  • неблокирующий Письменная работа №2
    Фрагмент выпускной квалификационной работы/курсовой работы или научная статья
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 3rd module
    0.1 * Форум (модули 1 и 2) + 0.1 * Вопрос по тексту (модули 1 и 2) + 0.075 * Вопрос по тексту (модуль 3) + 0.225 * Письменная работа №1 + 0.3 * Письменная работа №2 + 0.075 * Работа на семинаре (модули 1 и 2) + 0.05 * Работа на семинаре (модуль 3) + 0.075 * Форум (модуль 3)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • After photography, Ritchin, F., 2009
  • Classic essays on photography, , 1980
  • Illuminations, Benjamin, W., 2007
  • Understanding a photograph, Berger, J., 2013
  • Ways of seeing, Berger, J., 2008
  • За кадром : ключевые работы по теории кино, Эйзенштейн, С. М., 2021
  • Поэтика кино : теоретические работы 1920 гг.: Б.М. Эйхенбаум, Ю.Н. Тынянов, Б.В. Казанский, В.Б. Шкловский, А.И. Пиотровский, Е.С. Михайлов, А.Н. Москвин, Р.О. Якобсон, С.А. Тимошенко, Б.С. Лихачев, , 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A companion to digital humanities, , 2004
  • Cinema 2 : the time-image, Deleuze, G., 2011
  • Iconology : image, text, ideology, Mitchell, W. J. T., 1987
  • Photographic literacy : cameras in the hands of Russian authors, Reischl, K. M. H., 2018
  • Tarkovsky : films, stills, polaroids & writings, , 2012
  • The language of new media, Manovich, L., 2001
  • Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне : тексты, иллюстрации, документы, , 2002