2023/2024
Доказательное управление образовательными системами
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Когда читается:
4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
42
Программа дисциплины
Аннотация
"Доказательное управление образовательными системами" является читаемой на русском языке дисциплиной по выбору из общеуниверситетского пула для студентов, обучающихся на магистерских программах. Дисциплина направлена на формирование у студентов компетенций в области использования данных для принятия управленческих решений, реализации прикладных аналитических работ в сфере образования. Курс ориентирован на формирование навыков планирования исследований в соответствии с актуальными управленческими задачами, умения видеть за большими массивами данных и отдельными числами реальные процессы, использовать данные при оценке ситуации и принятии управленческих решений. В ходе изучения дисциплины студенты проходят полный цикл работы с данными в интересах управления: формирование управленческой задачи (вопроса), определение критериев, выбор необходимых показателей и индикаторов, разработка методики сбора и аналитической обработки данных, подготовка аналитических текстов, иллюстрирование результатов работы с помощью инфографики, публичная презентация результатов работы.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление студентов с основными подходами к управлению на основе данных, основами индикативного планирования, обработки и интерпретации данных различных исследований и мониторингов
- Формирование у слушателей компетенций в области планирования и проведения исследований в соответствии с актуальными управленческими задачами, аналитической обработки и интерпретации результатов исследований
- Развитие способности видеть за большими массивами информации, отдельными количественными параметрами и качественными данными реальные процессы, а также развитие навыков использования данных при оценке ситуации и принятии управленческих решений
- Формирование компетентнций в области проектирования систем оценки качества и аналитики в сфере образования
Планируемые результаты обучения
- Проектировать и анализировать управленческие действия в условиях конкретных актуальных задач
- Разрабатывать методологию и методику проведения исследований и оценок в интересах управления, в том числе мониторингов
- Формировать систему критериев, подбирать показатели, индикаторы в соответствии с целями исследования и конкретными управленческими задачами
- Читать и интерпретировать информацию, представленную в абстрактно-символическом формате (числовые ряды, массивы данных и др.), и переводить ее в контекстуально-образный формат
- Использовать статистические и экспертные методы при проведении анализа в интересах управления качеством образования
- Использует основные источники статистических и социологических данных об образовании в России и мире, а также необходимых контекстных данных
Содержание учебной дисциплины
- Концептуальные теории и понятийный аппарат доказательного управления
- Методика индикативного планирования: основные этапы, вариативные подходы и барьеры планирования, ориентированного на результат
- Мониторинг – основной инструмент доказательного управления
- Доказательная аналитика в управлении образованием
- Представление и использование результатов управленческих мониторингов
Элементы контроля
- Активность на занятиях (практикумах)
- Эссе "Экспертиза программы развития"
- Мини-проект "Управленческий мониторинг"
- Экзамен
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.2 * Активность на занятиях (практикумах) + 0.3 * Мини-проект "Управленческий мониторинг" + 0.4 * Экзамен + 0.1 * Эссе "Экспертиза программы развития"
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Классические работы по менеджменту, Друкер, П., 2008
- Статистика и котики, Савельев, В. В., 2018
Рекомендуемая дополнительная литература
- Индикативное управление развитием организаций социальной сферы: вопросы теории и практики : автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05, Тхориков, Б. А., 2014
- Тарадина, Л. (2014). Международные Рейтинги Университетов: Влияют Ли Они На Развитие Университетов И Стоит Ли Им Доверять? Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия 4: Педагогика. Психология, 2 (33).
- Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т. 1: ., Кунц, Г., 1981
- Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т. 2: ., Кунц, Г., 1981