• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Здоровье и смертность: современные тенденции и их исследования

Статус: Маго-лего
Когда читается: 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Впечатляющий рост продолжительности жизни – пожалуй, самое главное достижение современной цивилизации. Он изменил «расписание» жизни людей и социальные институты, придал особую актуальность вопросу о том, каково соотношение относительного здоровья и болезни на «дополнительном» отрезке жизни все более долгоживущего населения. В предлагаемом курсе рассматриваются тенденции смертности и здоровья населения, их факторы и социальные и демографические последствия, теоретические и практические подходы к их изучению. Курс отчасти носит прикладной характер. В нем рассматривается, как эффективно использовать имеющиеся базы данных по смертности и здоровью населения, анализировать массивы данных средствами Excel, в том числе применять методы обработки и анализа данных о смертности и здоровье, реализованные в готовых решениях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование целостного представления о долговременных и современных тенденциях смертности, их социальных последствиях, взаимосвязи между здоровьем и смертностью населения и формирующих их факторах; практическое освоение методов измерения и анализа смертности и здоровья, подход к анализу социального неравенства, основ прогноза показателей смертности и здоровья.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает базовые идеи разработки сценариев изменения показателей здоровья населения и понимает, как их применять на практике
  • Знает классификацию подходов к построению прогнозов смертности и может привести примеры.
  • Знает методологию прогноза смертности по странам мира ООН.
  • Знает основные гипотезы о механизме связи условий ранней фазы жизни со здоровьем и смертностью взрослых.
  • Знает основные концепции, объясняющие социальные различия в смертности.
  • Знает основы построения разных типов проспективных индикаторов старения.
  • Знает современные варианты теории эпидемиологического перехода.
  • Знает составляющие определения здоровья, основные подходы к их измерению.
  • Знает, какие показатели позволяют визуализировать когортный эффект.
  • Имеет представление об основных факторах роста расходов на здравоохранение и место среди них старения населения и увеличения длительности жизни.
  • Может построить и проинтерпретировать кривую Лоренца на основе таблиц смертности.
  • Понимает суть и способен изложить идею модели Ли-Картера..
  • Понимает, почему ожидаемая продолжительность жизни условного поколения не вполне точно отражает «текущие условия смертности», знает достоинства и недостатки предлагаемых альтернативных индикаторов.
  • Способен на основе эмпирического анализа исторических трендов показателей смертности провести периодизацию эпидемиологического перехода в той или иной стране.
  • Способен рассчитать декомпозицию показателей межиндивидуальных различий в длительности жизни по возрасту и причинам смерти.
  • Умеет аргументировано изложить взгляд на эволюцию смертности в России как на особый случай эпидемиологического перехода.
  • Умеет правильно интерпретировать тенденции старения в двух измерениях возраста.
  • Умеет рассчитать ожидаемую продолжительность здоровой жизни и провести декомпозицию ее изменений.
  • Знает современные варианты теории эпидемиологического перехода.
  • Понимает структуру младенческой смертности и ее тенденции
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. источники данных о здоровье и смертности, качество данных. Анализ смертности в т.ч. по причинам смерти, таблицы смертности, декомпозиция, стандартизация
  • 2. анализ смертности в т.ч. по причинам смерти, таблицы смертности, декомпозиция, стандартизация
  • 2. эпидемиологический переход в России и в мире
  • 4. здоровье, инвалидность
  • 5. самосохранительное поведение
  • 3. социально-экономические и демографические факторы смертности
  • 5. младенческая смертность
  • 8. региональные особенности смертности (общая смертность, ВИЧ, БСК, новообразования)
  • 7. прогноз смертности, пределы роста продолжительности жизни
  • 6. долголетие, старение населения, проспективный возраст
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Каждый студент готовит и представляет доклад на зарубежную научную статью в высокорейтинговом журнале (из баз данных Web of Sciense и Scopus) по теме, связанной с программой курса. Выбор статьи осуществляется самостоятельно и согласовывается у преподавателя. Срок сдачи – до 13 декабря.
  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Домашняя работа
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Тест
    небольшие тесты-летучки в начале занятия по пройденному материалу
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.1 * Активность + 0.1 * Доклад + 0.2 * Домашняя работа + 0.3 * Тест + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Демографическая модернизация России, 1900-2000, Вишневский, А. Г., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Omran, A. R. (2001). The epidemiologic transition. A theory of the Epidemiology of population change. 1971. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F2382A6A