• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Прикладные исследования в сфере труда и занятости

Статус: Маго-лего
Когда читается: 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Сфера труда и занятости играет важную роль в жизни современного человека. Значительную часть своего времени люди проводят «на работе» или «за работой». Профессиональная самоидентификация занимает центральное место в системе социальных статусов, в соответствии с которыми определяется место человека в обществе. Прикладные исследования трудовых отношений получили широкое распространение ещё в рамках советской социологии, когда учёные приходили на заводы и фабрики и анализировали отношение рабочих к труду. Не потеряли такие исследования свою актуальность и сейчас в эпоху постиндустриального общества, когда большинство работников уже заняты в сфере услуг. При этом тотальная цифровизация современной жизни привела к существенным трансформациям того, как люди устраиваются на работу, организуют свой труд, какие ставят перед собой карьерные цели. Среди тем, которые рассматриваются в рамках данного учебного курса, на примере конкретных эмпирических исследований, – вопросы, связанные с трудовыми ценностями, трудовой мобильностью (поиском работы, наймом сотрудников, продвижением по службе, текучестью кадров), взаимоотношениями и конфликтами в трудовом коллективе (с начальником, коллегами и подчинёнными), производительностью труда и её факторами, а также удовлетворенностью работой, доходом, балансом между работой и жизнью. Наряду с традиционными формами занятости рассматриваются также новые и пока ещё не слишком распространённые формы, такие как платформенная работа, удалённая работа, самозанятость.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получить глубочайшие знания, фантастические умения и навыки, уметь находить литературу, эмпирические данные, анализировать их по теме, связанной с трудом и занятостью. Быть глубоко культурной и высокоразвитой личностью.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание классических и современных теорий, умение ставить исследовательский вопрос, находить эмпирические данные по теме, анализировать их и представлять результаты
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные теоретические и методологические подходы к анализу рынка труда
  • Мотивация трудовой деятельности
  • Типы занятости: наёмные работники, предприниматели и самозанятые
  • Поиск и выбор работы
  • Организация трудовой деятельности
  • Удовлетворенность работой
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аналитическая работа по одной из пяти тем на выбор
    Письменная работа и устная презентация Структура задания Часть 1. Анализ публикаций (может быть коллективным) • Важные работы по теме, их авторы • Какие исследовательские проблемы ставятся • Какие методы используются для их решения • Как измеряются ключевые показатели (мотивация, мобильность и т.п.) • Какие интересные результаты получены Часть 2. Анализ данных (индивидуально) • Собственная исследовательская задача • Используемые базы данных • Спецификация эмпирической модели (описание переменных) • Результаты анализа данных • Соотнесение полученных результатов с теорией, работами предшественников
  • неблокирующий Итоговое эссе
    Эссе на предложенную преподавателем тему
  • неблокирующий Активность на занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.25 * Активность на занятиях + 0.5 * Аналитическая работа по одной из пяти тем на выбор + 0.25 * Итоговое эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Экономическая социология : учеб. пособие для вузов, Радаев, В. В., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Труд в новом столетии : как новые формы бизнеса влияют на орг., стиль упр. и вашу жизнь, Малоун, Т. У., 2006
  • Человек и его работа в СССР и после : учеб. пособие для вузов, Здравомыслов, А. Г., 2003