• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

СССР в 1920-1950-е годы: история, культура и память

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 54

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс посвящен анализу феномена становления и развития Советского Союза: прежде всего, будут рассмотрены предпосылки возникновения советского политического режима, а также его трансформация на протяжении 1920-1950-х гг. В рамках курса будет рассматриваться и общеевропейский контекст – ключевые элементы трансформации различных европейских режимов в 1920-1950-е гг., без понимания которых невозможно изучение Советского Союза и его политики в 1920-1950-е гг. Особое внимание будет уделено Второй мировой войне – ключевому событию ХХ века. В рамках курса будут рассматриваться, с одной стороны, проблемы нацистской политики на оккупированных территориях и практики преследований и уничтожения отдельных групп населения, с другой стороны, будут рассмотрены социальные и культурные аспекты советской политики в условиях Великой Отечественной войны, повседневность в тылу. В рамках курса студенты будут работать с разнообразными (в т.ч. архивными) историческими источниками. Отдельное внимание также будет уделено историографическим тенденциям, которые наглядно показывают трансформации восприятия советской системы во второй половине XX – начале XXI веков.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение новых знаний и умений в области, отличной от профессиональной
  • анализ различных видов источников и их сопоставление
  • свободное ориентирование в историографии по теме курса
  • освоение навыков анализа письменных источников и визуальных репрезентаций по теме курса
  • освоение специальной терминологии и изучение конкретного фактического материала, посвященного истории сталинизма
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент может дать характеристику perpetrators studies и проанализировать современное состояние изучения данного направления в истории
  • Студент может объяснить особенности Первой мировой войны как войны нового типа, а также описать, какое влияние она оказала на дальнейшее развитие европейских государств.
  • Студент ориентируется в основных историографических тенденциях, относящихся к истории Холокоста
  • Студент ориентируется в различных подходах, применяемых исследователями для сравнения "тоталитарных" режимов
  • Студент понимает, когда возник термин "тоталитаризм", как он трактовался в разное время, какие существуют концепции тоталитарного общества
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Сравнение "тоталитарных" режимов: методы и подходы
  • Первая мировая война и её последствия в Европе
  • Государственные структуры власти и политические лидеры
  • Гендерный вопрос и репродуктивная политика
  • Государственное насилие, репрессии и террор
  • Преследование и уничтожение еврейского населения, 1933-1945 гг.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий письменное домашнее задание
    письменное домашнее задание - проект
  • неблокирующий устный экзамен
    устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.4 * Активность на семинарских занятиях + 0.3 * письменное домашнее задание + 0.3 * устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alan Bullock. (2019). Hitler and Stalin : Parallel Lives. Vintage.
  • Alexander Vatlin, & Seth Bernstein. (2016). Agents of Terror : Ordinary Men and Extraordinary Violence in Stalin’s Secret Police. University of Wisconsin Press.
  • Alexopoulos, G. (2017). Illness and Inhumanity in Stalin’s Gulag. New Haven: Yale University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1494426
  • Bernstein, S. (2017). Raised Under Stalin : Young Communists and the Defense of Socialism. Ithaca: Cornell University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1610612
  • Fitzpatrick, S., & Geyer, M. (2009). Beyond Totalitarianism : Stalinism and Nazism Compared. New York, N.Y.: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=263477
  • Gregory, P. R., & Hoover Institution on War, R. and P. (2009). Terror by Quota : State Security From Lenin to Stalin: (an Archival Study). New Haven [Conn.]: Yale University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=278432
  • Khlevni︠u︡k, O. V., & Favorov, N. S. (2015). Stalin : New Biography of a Dictator. New Haven: Yale University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=986624
  • Koonz, C. (2013). Mothers in the Fatherland : Women, the Family and Nazi Politics. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=573492
  • Mark Mazower. (2009). Dark Continent : Europe’s Twentieth Century. Vintage.
  • Wood, E. A. (1997). The Baba and the Comrade : Gender and Politics in Revolutionary Russia. Indiana University Press.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Adam Tooze. (2014). The Deluge : The Great War, America and the Remaking of the Global Order, 1916-1931. Penguin Books.
  • Golfo Alexopoulos. (2003). Stalin’s Outcasts : Aliens, Citizens, and the Soviet State, 1926–1936. Cornell University Press.
  • Graham, L. R. (1977). Science and Values: The Eugenics Movement in Germany and Russia in the 1920s. https://doi.org/10.1086/ahr/82.5.1133
  • Julia Timpe. (2017). Nazi-Organized Recreation and Entertainment in the Third Reich. Palgrave Macmillan.
  • Pine, L. N. N. (1996). Nazi family policy, 1933-1945.
  • Stephen Kotkin. (2014). Stalin : Waiting for Hitler, 1929-1941. Penguin Books.

Авторы

  • Танис Кристина Александровна
  • Старков Арсений Вадимович