2023/2024
СССР в 1920-1950-е годы: история, культура и память
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Старков Арсений Вадимович
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
54
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс посвящен анализу феномена становления и развития Советского Союза: прежде всего, будут рассмотрены предпосылки возникновения советского политического режима, а также его трансформация на протяжении 1920-1950-х гг. В рамках курса будет рассматриваться и общеевропейский контекст – ключевые элементы трансформации различных европейских режимов в 1920-1950-е гг., без понимания которых невозможно изучение Советского Союза и его политики в 1920-1950-е гг. Особое внимание будет уделено Второй мировой войне – ключевому событию ХХ века. В рамках курса будут рассматриваться, с одной стороны, проблемы нацистской политики на оккупированных территориях и практики преследований и уничтожения отдельных групп населения, с другой стороны, будут рассмотрены социальные и культурные аспекты советской политики в условиях Великой Отечественной войны, повседневность в тылу. В рамках курса студенты будут работать с разнообразными (в т.ч. архивными) историческими источниками. Отдельное внимание также будет уделено историографическим тенденциям, которые наглядно показывают трансформации восприятия советской системы во второй половине XX – начале XXI веков.
Цель освоения дисциплины
- приобретение новых знаний и умений в области, отличной от профессиональной
- анализ различных видов источников и их сопоставление
- свободное ориентирование в историографии по теме курса
- освоение навыков анализа письменных источников и визуальных репрезентаций по теме курса
- освоение специальной терминологии и изучение конкретного фактического материала, посвященного истории сталинизма
Планируемые результаты обучения
- Студент может дать характеристику perpetrators studies и проанализировать современное состояние изучения данного направления в истории
- Студент может объяснить особенности Первой мировой войны как войны нового типа, а также описать, какое влияние она оказала на дальнейшее развитие европейских государств.
- Студент ориентируется в основных историографических тенденциях, относящихся к истории Холокоста
- Студент ориентируется в различных подходах, применяемых исследователями для сравнения "тоталитарных" режимов
- Студент понимает, когда возник термин "тоталитаризм", как он трактовался в разное время, какие существуют концепции тоталитарного общества
Содержание учебной дисциплины
- Сравнение "тоталитарных" режимов: методы и подходы
- Первая мировая война и её последствия в Европе
- Государственные структуры власти и политические лидеры
- Гендерный вопрос и репродуктивная политика
- Государственное насилие, репрессии и террор
- Преследование и уничтожение еврейского населения, 1933-1945 гг.
Элементы контроля
- Активность на семинарских занятияхактивность на семинарских занятиях
- письменное домашнее заданиеписьменное домашнее задание - проект
- устный экзаменустный экзамен
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.4 * Активность на семинарских занятиях + 0.3 * письменное домашнее задание + 0.3 * устный экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Alan Bullock. (2019). Hitler and Stalin : Parallel Lives. Vintage.
- Alexander Vatlin, & Seth Bernstein. (2016). Agents of Terror : Ordinary Men and Extraordinary Violence in Stalin’s Secret Police. University of Wisconsin Press.
- Alexopoulos, G. (2017). Illness and Inhumanity in Stalin’s Gulag. New Haven: Yale University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1494426
- Bernstein, S. (2017). Raised Under Stalin : Young Communists and the Defense of Socialism. Ithaca: Cornell University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1610612
- Fitzpatrick, S., & Geyer, M. (2009). Beyond Totalitarianism : Stalinism and Nazism Compared. New York, N.Y.: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=263477
- Gregory, P. R., & Hoover Institution on War, R. and P. (2009). Terror by Quota : State Security From Lenin to Stalin: (an Archival Study). New Haven [Conn.]: Yale University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=278432
- Khlevni︠u︡k, O. V., & Favorov, N. S. (2015). Stalin : New Biography of a Dictator. New Haven: Yale University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=986624
- Koonz, C. (2013). Mothers in the Fatherland : Women, the Family and Nazi Politics. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=573492
- Mark Mazower. (2009). Dark Continent : Europe’s Twentieth Century. Vintage.
- Wood, E. A. (1997). The Baba and the Comrade : Gender and Politics in Revolutionary Russia. Indiana University Press.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Adam Tooze. (2014). The Deluge : The Great War, America and the Remaking of the Global Order, 1916-1931. Penguin Books.
- Golfo Alexopoulos. (2003). Stalin’s Outcasts : Aliens, Citizens, and the Soviet State, 1926–1936. Cornell University Press.
- Graham, L. R. (1977). Science and Values: The Eugenics Movement in Germany and Russia in the 1920s. https://doi.org/10.1086/ahr/82.5.1133
- Julia Timpe. (2017). Nazi-Organized Recreation and Entertainment in the Third Reich. Palgrave Macmillan.
- Pine, L. N. N. (1996). Nazi family policy, 1933-1945.
- Stephen Kotkin. (2014). Stalin : Waiting for Hitler, 1929-1941. Penguin Books.